Перед выходом на работу персонал, обслуживающий новорожденных, должен обязательно проходить профосмотр, осуществляемый дежурным врачом или старшей медицинской сестрой отделения. После осмотра обязателен гигиенический душ с последующей сменой одежды — платья, чулок, обуви, с ежедневной сменой халата, шапочки или косынки. Маски медицинская сестра должна менять в течение смены каждые 2—3 часа, то есть 4—5 раз за период дежурства.
Работа сестры в палате начинается с принятия смены, ознакомления с составом детей, изменениями в их состоянии, сведениями об активности сосания, чистоте кожи и пр. Далее медсестра тщательно обрабатывает свои руки — моет их теплой водой с мылом в течение 10— 15 мин., дважды меняя щетки.
Перед осмотром ребенка, пеленанием, кормлением, инъекциями медицинская сестра обязана каждый раз тщательно мыть руки водой с мылом или обрабатывать их 0,25% раствором хлорамина.
С медицинскими сестрами, обслуживающими новорожденных детей, необходимо проводить систематическую работу по повышению их специальной и общемедицинской квалификации.
Весь медицинский персонал отделения новорожденных (врачи, сестры, санитарки) должен регулярно проходить профосмотры (терапевт, фтизиатр, дерматовенеролог) и ежеквартально подвергаться бактериологическому обследованию на кишечное, дифтерийное и стафилококковое бациллоношение. Данные обследования следует регистрировать в специальном журнале.
В отделении новорожденных проводят плановую, регулярную уборку всего помещения. График режима уборки и проветривания должен быть вывешен в отделении.
Влажную уборку пола производят горячей водой с просветленным раствором хлорной извести — (200 мл 10% раствора на ведро воды) не менее 3—4 раз в сутки. Все предметы твердого инвентаря (столы, стулья, тумбочки, кроватки и пр.) ежедневно протирают 0,25% раствором хлорамина. Кроме того, каждые 10 диен проводят тщательную генеральную уборку палаты с дезинфекцией матрацев, мытьем стен, окон, кроваток дезинфицирующими растворами. Такая плановая уборка палат должна соответствовать режиму поочередного заполнения детских палат.
Необходимо систематически (не реже 1 раза в месяц) производить бактериологическое исследование на чистоту воздуха, рук персонала, твердого инвентаря, белья и пр. с регистрацией результатов исследования в специальном журнале в целях контроля эффективности санитарно-гигиенического режима отделения.
В период эпидемических вспышек вирусных респираторных заболеваний среди населения необходимо проводить особенно тщательный контроль за состоянием здоровья персонала палат новорожденных (тщательный осмотр и термометрия перед выходом на работу, полоскание зева раствором марганцевокислого калия 3— 4 раза за смену и т. д.).
В отделении новорожденных следует иметь достаточные запасы белья для детей, обеспечивающие смену 3—4 пеленок при каждом пеленании. Вообще же в отделении должно быть 60—70 шт. пеленок на одну детскую койку, из них 5 пеленок теплых. Кроме того, на каждого новорожденного приходится по 5 распашонок и 2 одеяла (см. приказ М3 СССР № 282-М от 26/XII 1955 г.).
В последние годы в передовых родильных учреждениях нашей страны стал применяться метод «открытого» пеленания, при котором новорожденному не укутывают голову, верхняя половина туловища закрыта двумя распашонками-кофточками — бязевой и фланелевой,— причем у последней низ рукавов зашит, а нижняя часть туловища в пеленках помещена либо в специальном «конверте», либо укутана одеяльцем.
На основании вышеупомянутого приказа штатные нормативы отделения новорожденных таковы: врач-ординатор — 1 должность на 20 коек, 0,5 должности на 15 коек; заведующий отделением выделяется при наличии 60 коек и более. Медицинские сестры отделения комплектуются из расчета: при 15 детских коек — 1 должность, от 15—30 — 1 круглосуточный пост (41/2 должности), 30—40 коек — 51/2 должностей; от 40 до 45 коек — 61/2 должностей и т. д. В палатах недоношенных — 1 круглосуточный пост на каждые 8 коек. Должность медсестры по сцеживанию грудного молока — 1 на 80 коек послеродового отделения, добавление 1/2 должности на каждые последующие 40 коек (сверх 80).
Санитарки физиологического отделения комплектуются из расчета 1 круглосуточный пост (41/2 должности) при наличии 40—70 коек и дополнительно 1 должность при 70—80 койках; 2 должности при 80—90 койках; 3 должности на 90—100 коек.
Педиатры палат новорожденных должны работать в тесном контакте с врачами-акушерами родильного дома (совместные пятиминутки в начале рабочего дня, обязательное участие в оживлении новорожденных, родившихся в асфиксии, контроль санитарного состояния родильного зала, послеродовых палат).
Врачи-педиатры родильного дома должны быть хорошо осведомлены об акушерской патологии матерей (токсикозы, слабость родовой деятельности и методы ее лечения; обезболивание родов, показания к операции наложения щипцов, кесарского сечения и т. д.); необходимо хорошо знать акушерский анамнез каждой матери: исход предыдущих беременностей, титр антител в крови в течение беременности при изоиммунизации и т. д., учитывать у матерей наличие той или иной внутренней патологии беременных (гипертоническая болезнь и другие сердечно-сосудистые заболевания, диабет и т. д.).
Педиатрам, обслуживающим новорожденных детей, следует также знать о тех медикаментозных средствах (гормоны, салицилаты, антибиотики и пр.), которые применяли у беременной; это очень важно для учета степени возможного влияния лекарственных средств на новорожденного.
Все сведения, касающиеся состояния материнского организма, акушерский анамнез, особенности течения беременности и родов должны быть подробно отражены в истории развития новорожденного ребенка.
В каждом отделении новорожденных необходимо создать все условия для оказания в случае необходимости специализированной врачебной помощи детям (консультации хирурга, отоларинголога, ортопеда, дерматолога, окулиста, уролога).
Хорошо налаженная и своевременная специализированная помощь новорожденным иногда даже спасает жизнь ребенка (врожденная атрезия пищевода, заднепроходного отверстия, атрезия хоан, флегмона и пр.) или способствует быстрому установлению диагноза заболевания и лечению (отит, заглоточный абсцесс, хориоретинит при токсоплазмозе и пр.).
Работа педиатра отделения новорожденных представляет сложный комплекс обязанностей по организации рационального ухода и вскармливания здоровых и больных новорожденных, своевременному и полноценному лечению больных детей, контролю санитарного состояния отделения новорожденных, ведению всей документации, тщательному наблюдению за работой среднего и младшего медицинского персонала, а также тесному контакту с матерями — ежедневная дача сведений о детях и проведение бесед по уходу за новорожденным ребенком.
Ни в одном из детских учреждений нет таких условий для общения матери с детским врачом, для обучения ее всем правилам ухода и вскармливания, как в родильном доме в период пребывания в нем матери и ребенка.
Поэтому следует использовать все возможности для проведения лекций-бесед с матерями по обучению и повышению уровня их знаний по диететике, профилактике заболеваний, правильному уходу за ребенком и т. д. В этих целях должны систематически проводиться врачом-педиатром беседы по палатам накануне выписки, трансляция лекций-бесед по местному радио, дни вопросов и ответов и т. д.
Надо добиваться, чтобы каждая женщина, выписываемая из родильного дома, была обучена основным медицинским и общегигиеническим правилам ухода за здоровым и больным ребенком, что является хорошей профилактикой заболеваемости детей в первые месяцы жизни. Внимательная и скрупулезная работа врача палат новорожденных дает возможность хорошо ознакомиться с индивидуальными особенностями каждого ребенка и ознакомить с ними мать.
Профилактическая медицина - гигиена квартиры и окружающего быта человека - http://profmed.at.ua