Наиболее важна в практическом отношении — рвота беременных (emesis gravidarum). Нередко она присоединяется к ранее возникшему слюноотделению. Однако как та, так и другая форма токсикоза может существовать и раздельно. Избыточное слюноотделение (птиализм) связано со значительным перевозбуждением подкорковых центров головного мозга и ветвей блуждающего нерва в слюнных железах. Количество вытекающей изо рта слюны может в тяжелых случаях достигать 1 л в сутки, не считая проглоченной (Г. Г. Гентер). Сам по себе птиализм опасности ни, для беременных, ни для плода не представляет, но сочетание его с чрезмерной рвотой (см. ниже) весьма неблагоприятно.
Диагностика рвоты беременных обычно не представляет никаких затруднений. Однако всегда нужно ее дифференцировать от пищевого отравления, аппендицита, холецистита.
Легкая форма рвоты обычно не отражается на общем состоянии беременной. При средней тяжести заболевания, когда рвота повторяется 10—12 раз в сутки, отмечается уже общая слабость, потеря веса, понижение диуреза, небольшая тахикардия, сухость во рту (или, наоборот, повышенная саливация), потеря аппетита.
Чрезмерная рвота (hyperemesis gravidarum)— тяжелое заболевание, иногда приводящее к необходимости прервать беременность; рвота бывает 20 и более раз в сутки. Больная не хочет и не может есть, быстро истощается. Снижается кровяное давление, развивается значительная тахикардия, ацетонурия, нередко протеинурия; язык сухой, потрескавшийся, обложенный; запах ацетона изо рта; температура тела субфебрильная. В особо тяжелых случаях появляется желтушное окрашивание склер и кожи, иногда бред, коматозное состояние.
Описаны редкие случаи полиневрита (А. П. Николаев), развившегося на почве тяжелой рвоты. Полиневрит — одна из самых тяжелых форм раннего токсикоза беременных. Если при чрезмерной рвоте имеет место явное перераздражение блуждающего нерва, то при полиневрите оно сменяется парезом п. vagi. Для этого заболевания характерны: слабость в конечностях, болезненность в них по ходу нервных стволов, особенно при давлении, прогрессирующая мышечная атрофия, угасание сухожильных рефлексов, быстрое распространение явлений с нерва на нерв, с мышцы на мышцу, явное нарушение функций печени, бульбарные симптомы, в редких случаях ряд нарушений высшей нервной деятельности и психики (корсаковский психоз).
Лечение рвоты беременных в ее начальной стадии или при легкой форме заболевания должно начинаться с госпитализации больной. Иногда одной лишь перемены обстановки оказывается достаточно для излечения. Это объясняется тем, что нередко рвота беременных представляет собой невроз, возникший на почве образования патологического условного рефлекса. Устранение раздражителей, обусловивших или поддерживающих этот рефлекс, быстро ведет к его угасанию, то есть к излечению. Так бывает далеко не всегда, но попытаться лечить больную внушением, лучше гипносуггестией, в каждом отдельном случае безусловно следует.
К восстановлению нормального нервно-психического тонуса, то есть к урегулированию нарушенных взаимоотношений между корой головного мозга и подкоркой, направлено также лечение по Н. В. Кобозевой — бромом и кофеином: ежедневно вводят в вену больной 10 мл 10% раствора бромистого натрия с 300 мг аскорбиновой кислоты на 40% глюкозе и под кожу 1 мл 10% раствора бензойнокислого кофеина (два раза в день), продолжая это лечение, в случае необходимости, 10—12 дней. Одновременно необходимо заботиться об улучшении и удлинении сна больной, давая ей во второй половине дня (ближе к вечеру) внутрь или в микроклизме барбамил, или нембутал (0,1), или люминал (0,05).
Совершенно обязательно вести борьбу с голоданием, истощением, обезвоживанием; частая еда очень малыми порциями, блюда — по вкусу больной, питательные клизмы, если больная не удерживает пищу; капельные клизмы с большим количеством физиологического раствора или 5% раствора глюкозы. В более тяжелых случаях следует вводить под кожу глюкозу в 5% растворе. Для избежания при этом болевых ощущений и для ускорения всасывания следует добавить к раствору глюкозы 64 ед. лидазы, растворенной в 5 мл 0,5% раствора новокаина.
В подавляющем большинстве случаев такое лечение быстро дает положительный результат.
Очень хороший эффект, даже в более тяжелых случаях рвоты, дает обычно аминазин. Его можно применять либо внутрь в таблетках по 0,025 3 раза в день, либо внутримышечно: 1 мл 2,5% раствора аминазина вместе с 5 мл 0,25% раствора новокаина 1—2 раза в день, либо, наконец, внутривенно капельным способом: 1—2 мл 2,5% раствора аминазина в смеси с 500 мл раствора глюкозы раз в день, чередуя эти вливания с внутренним приемом аминазина в течение 7—8 дней (Л. С. Персианинов).
Препарат — этаперазин в таблетках по 4 мг 2— 3 раза в день.
В случаях рвоты беременных средней тяжести и тяжелых следует испробовать спленин — безбелковый препарат, получаемый из селезенки крупного рогатого скота (В. П. Комиссаренко). Спленин нормализует азотистый, белковый, минеральный обмены, повышает дезинтоксикационную функцию печени и снижает ацидоз. Вводят этот препарат внутримышечно 1 или 2 раза в день по 1 А» в течение 10—15 дней. По имеющимся данным, спленин предотвращает переход заболевания в более тяжелые формы; он не влияет отрицательно на течение беременности и на плод.
Есть указания (С. М. Беккер) на благоприятный эффект лечения рвоты беременных дедалоном. Назначают 2—3 раза в день по таблетке, содержащей 0,05 вещества.
Однако предлагаемые в последнее время препараты не всегда в достаточной степени безопасны и безвредны в отношении их влияния на плод, который на ранних стадиях своего развития (органогенеза) особенно чувствителен ко всякого рода токсическим веществам. Так как при заболевании матери плод может находиться под двойным неблагоприятным влиянием — действие токсических веществ, появляющихся в связи с токсикозом, и иногда токсическое действие лекарств — необходимо принимать профилактические меры против весьма возможной гипоксии плода. В этих целях можно рекомендовать систематическое обогащение организма матери кислородом, глюкозой и эстрогенами. Следует также поддерживать сердечную деятельность матери кардиазолом или кордиамином, то есть систематически применять «триаду» А. П. Николаева в ее новой модификации.
В редких случаях особо тяжелого течения чрезмерной рвоты беременных или присоединения полиневрита беременность приходится прервать искусственным абортом. Если заболевание токсикозом не перешло определенных границ, то в подавляющем большинстве случаев, сразу же по опорожнении матки начинается выздоровление женщины.
Крайне редко встречаются такие формы раннего токсикоза беременных, как хорея, тетания, бронхиальная астма, тяжелые дерматозы (например, impetigo herpetiformis), желтуха, острая желтая атрофия печени. Как уже сказано выше, последние две формы являются различными стадиями болезни Боткина и чаще всего (особенно вторая) требуют немедленного прерывания беременности.