В диагностике и прогонозе различных осложнений беременности и родов имеют значение некоторые биохимические исследования, главным образом те, которые позволяют судить о недостаточности функций почек и печени. К ним прежде всего относится определение остаточного азота в крови.

Знать количество остаточного азота необходимо при тяжелых формах рвоты беременных, особенно при появлении уремии, во всех случаях тяжелой нефропатии, при гипертоническом синдроме беременных, эклампсизме и эклампсии и при заболеваниях почек. Определение остаточного азота дает возможность составить представление о функциональной способности почек. Повышение количества остаточного азота свидетельствует о недостаточности почек или печени, что является при беременности чрезвычайно важным. Остаточный азот (рест-азот) — это небелковый азот, то есть то количество азотистых веществ, которое остается в крови после удаления из нее белков путем осаждения. Основная масса остаточного азота состоит из азота мочевины.

У здорового человека остаточный азот, определяемый обычно в плазме крови, колеблется в пределах 20—40 мг%. Увеличение остаточного азота наблюдается при болезнях печени, хроническом нефрите, иногда также при остром гломерулонефрите; при тяжелых нефропатиях с переходом в нефрит, иногда при неукротимой рвоте беременных (в связи с поражением печени); редко — при эклампсии. При рвоте беременных, даже тяжелой, остаточный азот по большей части не превышает нормы. Поэтому сочетание рвоты с повышением рест-азота всегда должно заставить думать о начале уремического состояния.

Определение остаточного азота может помочь дифференцировать истинную уремию при почечных заболеваниях, протекающих с синдромом гипертонии, от псевдоуремии, наблюдающейся у больных гипертонией вследствие спазма сосудов головного мозга.

Большое диагностическое значение имеет определение мочевины в крови. Оно может заменить сложное определение остаточного азота. И, по мнению E. М. Тареева, определение мочевины в крови даже более ценно, чем определение остаточного азота, ибо мочевина составляет именно ту часть остаточного азота, которая раньше всего задерживается в крови при ухудшении функции почек.

В норме количество мочевины в крови колеблется от 15 до 30 мг%. Повышение мочевины в крови наблюдается прежде всего при недостаточности функции почек и в большинстве случаев происходит параллельно нарастанию остаточного азота. Длительно сохраняющийся уровень мочевины в крови, превышающий 40 мг%, имеет серьезное диагностическое значение и свидетельствует о том, что, вероятно, не функционирует уже значительная часть почечной ткани. Более высокие цифры мочевины в крови беременной говорят о грозной опасности, тем более, что при физиологически протекающей беременности уровень мочевины в крови обычно снижается ниже нормы, особенно при длительной диете с низким содержанием белка в пище.

Способы определения функции почек по количеству задержанных в крови продуктов обмена, обычно выводимых с мочой, вполне достигают своей цели в случаях выраженной почечной недостаточности, но мало пригодны для суждения о более легких, начальных стадиях нарушения функции их. Поэтому предложены другие, более чувствительные способы, основанные на одновременном определении количества мочевины в крови и в моче и на их сопоставлении. Наиболее простым является определение коэффициента соотношений между количеством мочевины в моче и крови по формуле Маклина

В норме это отношение составляет 70—80 и более. Понижение этого отношения до 30—40 говорит о недостаточности почек средней степени, а цифры 10 и ниже — о тяжелой, угрожающей жизни недостаточности.

Для определения функциональной способности печени имеют значение выведение гликемической кривой и билирубиновая проба.

Печень, накапливая углеводы, превращает их в гликоген. От этой функции печени зависит физиологический уровень сахара в крови, равный в норме 80—110 мг% (у новорожденных 110—125 мг%). Уровень сахара у одного и того же человека довольно стоек и колеблется в течение суток в указанных пределах. При недостаточности печени ее способность накоплять и расщеплять сахар снижается.

Гликемическая кривая определяется с помощью сахарной нагрузки. Больной дают выпить натощак 100 г глюкозы или сахара в 400 мл воды. Содержание сахара в крови исследуют через каждые 30 мин. в течение 3 час., после чего выводят кривую. В норме максимальный подъем кривой наблюдается через 50—60 мин., причем количество сахара может повышаться до 140—170 мг%. В последующие два часа количество сахара снижается и к середине или концу третьего часа (от начала пробы) приходит к исходному уровню.

При нарушении функции печени подъем кривой достигает более высоких цифр (200— 400 мг%), причем наблюдается резко замедленный возврат к исходным цифрам. Патологическая гликемическая кривая может наблюдаться при заболеваниях печени, поджелудочной, щитовидной желез, надпочечников, гипофиза.

Для определения количества билирубина в крови пользуются чаще всего либо реакцией Гийманс Ванденберга, либо способом Бокалъчука. Нормой билирубина для здорового человека Гийманс Ванденберг считает единицу или 0,5 мг%. При определении по Бокальчуку нормой нужно считать количество билирубина в пределах от 1,6 до 6,4 мг%.

Помимо количественного определения билирубина, следует производить и качественное определение его по степени интенсивности розовой окраски, получающейся при соединении сыворотки крови с диазореактивом. Если интенсивное розовое окрашивание получается сразу, такая реакция называется прямой быстрой; если сначала получается слабая розовая окраска, которая значительно усиливается лишь через 10—15 мин.,— реакция прямая двухфазная; если вначале смесь сыворотки с диазореактивом остается бесцветной, а розовеет только через 10—15 мин.— реакция считается прямой замедленной; наконец, если розовое окрашивание получается только после предварительного осаждения белков спиртом, реакция называется непрямой.

У беременных непрямая реакция отмечается при легких и средних формах рвоты беременных. Прямая реакция свидетельствует либо о поражении печеночной паренхимы, либо о наличии препятствия в желчных ходах для оттока желчи (спазм, камни). Увеличение содержания билирубина наблюдается при желчнокаменной болезни, болезни Боткина, опухолях печени и желчного пузыря, токсикозах беременности (рвота, иногда нефропатия и эклампсия), острой желтой атрофии печени и пр.

Увеличение процентного содержания билирубина и усиление интенсивности прямой реакции (переход из замедленной или двухфазной в быструю) при токсикозах беременных всегда говорит за прогрессирование заболевания. Наоборот, уменьшение количества билирубина и прекращение выпадения прямой реакции свидетельствует об улучшении функции печени, что очень важно при токсикозах. При этом, как неблагоприятное, так и благоприятное изменение билирубиновой пробы нередко обнаруживается раньше клинических симптомов, говорящих об ухудшении или улучшении состояния больной.

Функциональная способность печени определяется также реакцией Квика, основанной на том, что при поступлении в организм бензойной кислоты она синтезируется в печени в гиппуровую кислоту, которая выводится почками. При недостаточности функции печени синтез гиппуровой кислоты нарушается, и выделение ее уменьшается. Пробу производят следующим образом: больной дают внутрь 4—6 г бензойнокислого натрия, а затем в течение четырех часов в моче определяют количество гиппуровой кислоты, выпадающей в виде кристаллов. В норме за это время должно выделиться не менее 75% введенного бензойнокислого натрия.