Основные ошибки подготовки по методу психопрофилактики болей в родах могут заключаться в следующем:

1) недостаточно глубокое изучение анамнеза;

2) недостаточная и методически неправильная подготовка;

3) отсутствие должной подготовленности персонала консультации и родильного дома (недостаточное знакомство с основами учения И. П. Павлова, неумение доходчиво изложить содержание бесед, недоверие к методу со стороны кого-либо из персонала);

4) сокращение числа бесед и большой промежуток времени (больше недели) от последней беседы до родов.

Как уже указывалось, никто из персонала не должен вносить в сознание поступившей роженицы сомнения в благополучном и безболезненном течении и исходе у нее родов.

В санитарном пропускнике необходимо обратить внимание на то, как реагирует роженица на начавшиеся роды, не наблюдается ли отрицательное влияние сопровождающих родственников. При поступлении в роддом, беседуя с роженицей, врач или акушерка вновь должны стараться устранить страхи, если они еще имеются у роженицы, напоминая, что при нормальных родах, особенно после хорошо проведенной подготовки, нет никаких оснований для беспокойства. Врач или акушерка, уверившись в том, что

роженица проходила подготовку, повторяет с ней приемы обезболивания. С роженицей, не прошедшей подготовки, следует постараться войти в контакт и провести беседу, указывая, что для беспокойства нет оснований; сообщить краткие сведения о родовом акте, о первом периоде родов, о приемах обезболивания в этом периоде, о поведении роженицы, подготовить ее к ответственному периоду изгнания, указав на необходимость сохранить силы и бодрость к этому периоду.

Все это создает совершенно необходимую преемственность между работой женской консультации, проводившей психопрофилактическую подготовку беременной, и родильным домом.

В предродовой комнате и, тем более, в комнате для родов роженица должна все время находиться в поле зрения врача и акушерки. Мы настаиваем, чтобы в каждом родильном доме в штате была акушерка-анальгезистка или инструктор по обезболиванию, освобожденные от другой работы. Они должны следить за правильным поведением роженицы, за правильным и своевременным применением «приемов обезболивания» и своевременной сменой их. Нужно решительно бороться с применением роженицей «преждевременных» потуг. Так как их появление нередко сигнализирует об осложнении течения первого периода родов (несоответствие таза и головки, неправильное вставление и т. д.), то при появлении таких ложных потуг необходимо немедленно произвести влагалищное исследование.

Каждую лечебно-диагностическую манипуляцию, в том числе внутреннее исследование, следует объяснить как один из приемов, применяемых для правильного течения родов и их обезболивания. При этом необходимо разъяснить самую сущность манипуляции так, чтобы применение ее не пугало роженицу.

При выведении головки роженице также напоминают о правилах поведения, которым ее обучали в женской консультации.

Появление беспокойства или сколько-нибудь значительных болей у роженицы должно быть сигналом к анализу родового акта и непременному детальному, в том числе обязательно влагалищному исследованию роженицы. Причинами беспокойства и болей, как мы сказали выше, нередко бывают: плотный (плоский) околоплодный пузырь при достаточном открытии зева, ущемление губы шейки матки, ригидность ее и другие отклонения от нормального течения родового акта. Пассивное ведение родов, неточность диагностики затягивают их, приводят к появлению или усилению болей и к прекращению действия усвоенных беременной «приемов обезболивания».

Оценивает эффективность результатов психопрофилактической подготовки к родам вообще и, в частности, обезболивания родов, врач, проводивший роды, тотчас же по окончании их. Если за время родов у данной женщины происходит смена дежурных врачей, то сменяющийся врач ограничивается лишь подробным объективным изложением в истории родов своих наблюдений о поведении роженицы и болеутоляющем эффекте психопрофилактической подготовки или медикаментозного обезболивания за время своего дежурства. Окончательную же итоговую оценку эффекта обезболивания дает врач, в присутствии которого роды закончились. Оценка основывается на объективно наблюдаемых признаках поведения роженицы в отдельные моменты родового акта (спокойное, беспокойное, страдание на лице, стоны, крики), а также на субъективных ощущениях самой роженицы.

Рекомендуется схема оценки эффективности психопрофилактической подготовки, предложенная А. П. Николаевым.

Схема

А. Болеутоляющий эффект-

1.      Полный (т. е. вполне достаточный по силе и продолжительности) на всем протяжении родов.

2.      Частичный:

а)      достаточный по силе, но недостаточный по продолжительности;

б)      недостаточный по силе, но достаточный по продолжительности;

в)      недостаточный по силе и продолжительности.

3.      Отрицательный (никакого облегчения).

Б. Дисциплинирующий эффект.

1.      Отличное спокойное поведение на всем протяжении родов (И—( + ).

2.      То же, но временно ( + + ). Несколько беспокойное поведение, но контакт с персоналом сохранен ( + ).

3.      Неудовлетворительное: двигательное беспокойство, крики, контакт потерян (—).

Психопрофилактический метод подготовки беременных к родам применяют повсеместно. При правильном, добросовестном, со знанием дела и любовью применении этого  метода везде получены весьма положительные результаты — полное или частичное, но достаточное обезболивание, отличное сознательное дисциплинированное поведение рожениц, заметное уменьшение числа таких осложнений беременности и родов, как поздние токсикозы, слабость родовой деятельности и затяжное течение родов, асфиксия плода, кровотечение в последовом периоде и др.

Такие результаты, как показывает опыт, вполне достижимы в любом родильном доме или

родильном отделении больницы. Нужно только обстоятельное знакомство акушерок (и врачей) с методом, знание основ физиологии высшей нервной деятельности человека, разработанной И. П. Павловым, на которых и построен психопрофилактический метод и, самое главное, самое необходимое,— решительная борьба против формального, небрежного, поверхностного отношения к методу. Высокое чувство ответственности, любви к роженице, настойчивость и энтузиазм в применении метода,— в этом залог избавления женщины от ненужных страданий в родах.

Более того, нужно признать, что психопрофилактический метод подготовки беременных к родам открыл перед советским акушерством не только пути уменьшения или устранения родовой боли, но также новые возможности управления родами и новый реальный и эффективный путь непрерывного подъема системы родовспоможения на еще большую высоту.

Приводим выдержку из «Решения всесоюзного совещания по дальнейшему внедрению метода психопрофилактической подготовки беременных к родам» (Киев, 10—14 февр. 1956 г.) .

1.      В городских женских консультациях выделить в рабочем дне каждого участкового врача специальное время или специальный день в неделе для проведения психопрофилактической подготовки беременных к родам.

2.      Привлекать в помощь участковым врачам акушерам-гинекологам наиболее квалифицированных и специально обученных акушерок (в пределах существующих штатов), которые будут проводить эту работу под постоянным руководством и контролем врачей. Указанные акушерки в городских и сельских консультациях должны освобождаться от другой работы на соответствующее количество часов, затраченных на психопрофилактическую подготовку беременных, в зависимости от местных условий. Выделение специальной акушерки будет способствовать более полному охвату беременных психопрофилактической подготовкой и повышению качества последней.

3.      Ответственность за всю работу по психопрофилактической подготовке беременных, проживающих на территории, обслуживаемой данной консультацией, возлагать на заведующих женскими консультациями. Руководители консультаций обязаны постоянно контролировать работу врачей и акушерок, проверять охват психопрофилактической подготовкой и качество этой подготовки по каждому участку, проводить систематическую работу по повышению знаний врачей и средних медицинских работников, знакомя их с основами учения И. П. Павлова.

4.      В научно-исследовательских институтах охраны материнства и детства, акушерства и гинекологии, а также на кафедрах акушерства и гинекологии медицинских институтов и институтов усовершенствования врачей проводить психопрофилактическую подготовку беременных к родам силами только врачей.

5.      Психопрофилактическую подготовку беременных к родам начинать с момента взятия беременных на учет, а начало специальных занятий приурочить к началу дородового отпуска.

6.      В целях повышения эффективности болеутоления у женщин, прошедших психопрофилактическую подготовку к родам, в акушерских стационарах проводить с каждой роженицей подкрепляющие беседы с учетом ее состояния. Беседы проводят дежурный врач и акушерка. Ответственность за всю работу по закреплению проведенной ранее психопрофилактической подготовки, а также за соблюдение лечебно-охранительного режима в родовом отделении возложить на заведующего акушерским отделением.