Физиологически протекающая беременность, а тем более роды, предъявляют к функциональным способностям сердца значительные требования. Причины этого — развитие, рост, питание плода, увеличение массы крови и общего веса беременной, возникновение нового, плацентарного звена большого круга кровообращения, изменение всех видов обмена веществ, функций эндокринного аппарата, центральной нервной системы.

Во второй половине и особенно к концу беременности приобретают также немалое значение механические факторы, в известной мере затрудняющие нормальную работу сердечно-сосудистой системы, главным образом, высокое стояние диафрагмы, достигающее наибольшей степени к 36-й неделе беременности. Высокое стояние диафрагмы, как справедливо отмечает В. В. Сайкова, «понижает ее работу как добавочного двигателя кровообращения, уменьшает жизненную емкость легких, затрудняет легочное кровообращение и влечет за собой смещение сердца; при этом сердце не столько поднимается, сколько приближается к грудной клетке и вместе с тем несколько поворачивается вокруг своей оси. Изменение положения сердца сопровождается  относительным «перекручиванием» сосудов, приносящих и уносящих кровь, что также вызывает затруднение легочного кровообращения».

Все вышеуказанные факторы служат причиной возникновения и развития того симптомокомплекса жалоб и клинических проявлений, который с несомненностью свидетельствует о некоторых изменениях и известной напряженности в функциях сердечно-сосудистой системы у беременных. Однако эти изменения в организме здоровой беременной являются физиологическими, несмотря на значительную иногда их выраженность. Степень выраженности этих изменений зависит от общего состояния организма беременной, способности его быстро и полноценно приспосабливаться к новым, необычным условиям внешней и внутренней среды, от перенесенных в прошлом заболеваний. В определении этих способностей организма беременной решающая роль принадлежит центральной нервной системе.

В зависимости от указанного, симптомокомплекс функциональных изменений, возникающих у большинства беременных, может быть различным, начиная от едва заметных, почти не вызывающих никаких жалоб явлений, и кончая изменениями, стоящими на грани со значительными нарушениями функций сердечно-сосудистой системы.

Наиболее обычными жалобами, предъявляемыми здоровыми беременными, хотя, подчеркиваем, эти жалобы предъявляются меньшинством, являются: одышка, сердцебиение, общая слабость, иногда головокружение.

Жалобы на слабость и головокружение отмечаются чаще в начале беременности, пока организм женщины не приспособился к новым, необычным условиям обмена веществ. Эти явления зависят скорее всего от скоропреходящих спазмов мозговых сосудов, легко возникающих у некоторых беременных с особенно лабильной вегетативной нервной системой. В дальнейшем этих жалоб здоровые беременные обычно не предъявляют.

Лабильность пульса и наклонность к тахикардии, субъективно ощущаемой беременной как сердцебиение, наблюдается довольно часто, особенно во второй половине беременности. Частота пульса достигает 88—90 ударов в 1 мин., еще более увеличиваясь в процессе родов, особенно — в период изгнания плода. Тотчас после окончания родов, чаще всего в первые часы послеродового периода, если у родильницы в родах не было значительной кровопотери, наблюдается выраженная брадикардия с замедлением пульса до 60—70 ударов.

Тахикардия у беременных со здоровой сердечно-сосудистой системой — одна из наиболее обычных реакций сердца. Механизм появления тахикардии в значительном большинстве случаев объясняется перераздражением синусового узла через вегетативную нервную систему или непосредственным воздействием химико-физических раздражителей (М. В. Черноруцкий). Так как тахикардия такого рода возникает в обычном «законном» месте (в синусе), она носит название номотопной и зависит от временного, скоропреходящего или иногда более стойкого повышения возбудимости синусового узла. В основе же этого повышения возбудимости чаще всего лежат три фактора: 1) психогенные влияния; 2) дистония вегетативной нервной системы, то есть некоторое повышение тонуса симпатического отдела ее, что влечет за собой усиление деятельности ускоряющего и усиливающего нерва сердца; 3) нарушения обмена веществ (например, при токсикозах беременности, тиреотоксикозе и т. д.).

Возможно выделить еще и четвертый фактор, носящий характер компенсаторного механизма при умеренных степенях кислородного голодания (гипоксемии) у беременных, что иногда наблюдается, главным образом, во второй половине беременности. Об этом будет сказано ниже.

В подавляющем большинстве случаев тахикардия у беременных со здоровой сердечно-сосудистой системой представляет собой временное явление, ослабляющееся и исчезающее по мере адаптации организма женщины к новым внешним и внутренним физическим и химическим раздражителям, неизбежно действующим на ее центральную нервную систему и весь организм в процессе беременности.

Тахикардия в родах может достигать значительной степени, особенно в периоде изгнания плода. Причины ее следующие: 1) большое физическое напряжение; 2) резко выраженные отрицательные эмоции (боли, страх); 3) усиливающееся к концу родов относительное кислородное голодание.

Относительная гипоксемия, наряду с механическими факторами, затрудняющими нормальную работу сердечно-сосудистого аппарата и уменьшающими жизненную емкость легких, обусловливает возникновение одышки, на которую в большей или меньшей степени жалуются весьма многие женщины во второй половине беременности.

Одышка у беременных со здоровой сердечно-сосудистой системой выражена обычно нерезко и появляется лишь при более или менее значительном физическом напряжении, имея при этом характер учащенного, более поверхностного дыхания с несколько удлиненной фазой  вдоха.

Иногда у беременных можно отметить некоторое углубление дыхания. Это бывает в тех случаях, когда нарушение химического состава; крови делает необходимым усиление газообмена, что и достигается с помощью ускорения и углубления дыхания. «Химическая» одышка у  здоровых беременных может быть обусловлена нарушением обмена веществ с выраженным сдвигом в сторону ацидоза и относительной гипоксемии. Так как во второй половине беременности действует, кроме того, механический фактор, то одышка беременных должна быть отнесена к смешанному виду.

С помощью оксигемометрии В. К. Пророкова установила, что в организме беременных значительно снижен резерв кислорода и регуляторные возможности чрезвычайно напряжены.

Чем больше срок беременности, тем более уменьшается резерв кислорода в организме. Как было сказано, во время схваток и, особенно, потуг значительно снижается насыщение крови кислородом, ибо в процессе родов сочетаются задержка дыхания, напряженная мышечная работа и значительное истощение кислородного резерва. Все это одна из предпосылок появления «химической» одышки у беременных и рожениц.

Однако разнообразные приспособительные механизмы организма позволяют подавляющему большинству женщин отлично адаптироваться к неизбежным функциональным изменениям, наступающим при беременности, и никаких серьезных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы обычно не происходит.

Из других объективных изменений со стороны сердца, наблюдаемых у беременных со здоровой сердечно-сосудистой системой, следует отметить некоторые изменения перкуторных, аускультативных и рентгенологических данных, а также изменения гемодинамики, в частности, артериального кровяного давления.

Большинство авторов отмечают у беременных женщин небольшое увеличение сердца за счет некоторой гипертрофии и расширения левого желудочка. Это зависит от ряда взаимосвязанных причин, имеющих место при беременности:

а) увеличения общей массы крови, в среднем с 3821 мл у небеременных до 5073 мл в последние месяцы беременности (по И. М. Туровцу);

б) некоторое затруднение продвижения этой, постепенно увеличивающейся массы крови вследствие изменения сократительной деятельности сердца. Однако незначительные гипертрофия и расширение сердца развиваются медленно и постепенно сердце успевает приспособиться к повышенным требованиям, предъявляемым к сердечно-сосудистой системе (Г. М. Салганник и 3. Н. Бронштейн),

Ю. И. Аркусский считает, что размеры нормального сердца при беременности заметно не изменяются, так как нарастание систолического объема сравнительно невелико, причем рентгенокимографически можно объективно показать, что небольшое увеличение сердца по преимуществу обусловлено гипертрофией желудочков, особенно левого. В результате при беременности повышается работоспособность сердца, которая, по литературным данным, увеличивается в среднем на 50% в сравнении с периодом до беременности.

Но Ю. И. Аркусский подчеркивает, что значительное увеличение сердца в течение беременности при отсутствии клапанного порока или воспалительного процесса в миокарде свидетельствует о понижении сократительной способности сердца, о миокардиодистрофии.

Аускультативно, как указывают многие авторы, у некоторой части беременных (примерно, у 30%), особенно во второй половине беременности, отмечается мягкодующий систолический шум у верхушки сердца и на легочной артерии. Эти шумы могут наблюдаться при совершенно здоровой сердечно-сосудистой системе и носят чисто функциональный характер. Так, систолический шум на легочной артерии может зависеть от временного относительного сужения ее вследствие некоторого перегиба, обусловленного высоким стоянием диафрагмы, изменяющим нормальное расположение сердца и больших сосудов. Систолический шум на верхушке сердца свидетельствует о небольшой функциональной недостаточности митрального клапана. Эти шумы сразу после родов перестают выслушиваться, что с несомненностью подтверждает их функциональное происхождение.

Как известно, функциональные шумы могут появляться также при интоксикациях, эндокринных расстройствах, анемиях, то есть как раз при тех состояниях, которые не слишком редко наблюдаются у беременных с совершенно здоровой сердечно-сосудистой системой. В происхождении их большую роль играют, во-первых, временные нарушения нервной трофики папиллярных мышц или мышечных волокон сердца, вследствие чего эти мышцы, обеспечивающие в норме замыкание предсердно-желудочковых отверстий, неплотно закрывают соответствующее отверстие; во-вторых, изменение общей массы крови и скорости кровотока; в-третьих, изменение нормальных физических, биологических и химических свойств крови.

Функциональные шумы, по М. В. Черноруцкому, обычно легко отличить от органических по их локализации (чаще всего на легочной артерии и на верхушке сердца), акустическим свойствам (почти всегда слабые, нежные, дующие), длительности (короткие), изменчивости (в зависимости от физических и психических воздействий, перемены положения тела — в горизонтальном положении они обычно усиливаются) и, наконец, по их преходящему характеру (например, исчезновение с уменьшением явлений анемии, с прекращением беременности).

Говоря об уровне артериального давления во время беременности и в родах у женщин со здоровой сердечно-сосудистой системой необходимо помнить два обстоятельства:

а) нужно знать динамику кровяного давления до беременности и с самого начала ее: степень возбудимости вазомоторного аппарата у разных женщин различна, и в изменениях артериального давления и в состоянии тонуса сосудов большую роль играет функциональное состояние организма, его нервной системы, обусловленное как экзогенными, так и эндогенными факторами (Д. Ф. Чеботарев);

б) при отсутствии патологических сдвигов в состоянии сердечно-сосудистой системы и общем обмене веществ артериальное давление в течение беременности и даже в родах изменяется относительно незначительно. Так, И. М. Туровец некоторое повышение его обнаружил у 15% беременных; у остальных 85% оно не менялось. Д. Я. Даров также отмечает, что у подавляющего большинства молодых рожениц максимальное кровяное давление остается без изменений (с колебаниями в 5—10 мм pm. cm). Правда, этот автор указывает, что у рожениц старше 30 лет наблюдаются более значительные колебания. В. В. Сайкова, измеряя систематически артериальное давление по мере развития беременности, отмечает тенденцию к повышению его, причем более выраженным оказалось диастолическое давление. Многие другие авторы говорят о волнообразном подъеме максимального кровяного давления, начиная примерно с 6-го месяца беременности; однако оно остается в пределах физиологической нормы.

Все же необходимо подчеркнуть, что даже у женщин с нормальной исходной величиной артериального давления . подъем его во второй половине беременности свыше следует расценивать как сигнал возможности наступления патологического состояния сосудистой системы на почве позднего токсикоза беременности.

В то же время, как указывает В. В. Сайкова, значительное снижение артериального давления в поздние сроки беременности говорит о падении деятельности левого сердца. При атом нужно помнить, что в родах нередко наблюдаются резкие колебания в гемодинамике, что отражается и в колебаниях уровня кровяного давления.

После вскрытия плодного пузыря кровяное давление обычно снижается, иногда довольно резко. Это наблюдение и дало в свое время повод В. В. Строганову рекомендовать в профилактическом методе лечения эклампсии также раннее вскрытие плодного пузыря.

Во втором и третьем периодах родов наблюдаются быстрые и резкие смены подъема и падения кровяного давления, причем большинство исследователей сходятся на том, что основная нагрузка сердечно-сосудистой системы наблюдается тотчас после изгнания плода на фоне относительного покоя. Вследствие внезапного понижения внутрибрюшного давления должна произойти немедленная перестройка всего кровообращения. В этот момент сосуды брюшной полости быстро переполняются кровью. Происходит как бы «кровотечение в сосуды брюшной полости». Приток крови к сердцу уменьшается, и сердце работает учащенно, но со значительным уменьшением систолического объема —«наполовину пустое» (Г. М. Салганник и др.). Между тем усиленная работа сердца в этот момент требуется еще и потому, что в период изгнания, особенно к концу его, у роженицы обязательно возникает состояние относительной гипоксии; ДЛЯ ликвидации ее сердце должно усиленно, с напряжением работать.

Недостаточно усиленная работа сердца в это время может привести к недостаточности кровообращения и кислородного снабжения таких жизненно важных органов, как сердце, легкие, мозг. Вот почему работа сердца и функция кровообращения в целом достигают особо острого напряжения непосредственно после рождения ребенка, то есть в самом начале третьего периода родов. Именно в этот момент иногда может «сдать» даже здоровая сердечно-сосудистая система, а при неполноценности ее — наступить внезапное нарушение кровообращения и развиться шоковое состояние. Поэтому в третьем периоде родов особенно важно и обязательно наблюдение за роженицей, за ее пульсом и кровяным давлением и применение мероприятий по борьбе с гипоксией (дача кислорода).

Здоровый организм, здоровая сердечно-сосудистая система обладают способностью легко и быстро приспособляться к нередко значительным и внезапным изменениям гемодинамики, в связи с чем у здоровой роженицы, как правило, быстро наступает необходимая координация в системе кровообращения. Однако при тех или иных дефектах в работе сердца чаще всего именно в третьем, а не в каком-либо другом периоде родов, может выявиться функциональная недостаточность его.

Предусмотреть и предупредить возникновение недостаточности кровообращения можно и должно, для чего необходимо заблаговременно изучить состояние сердечно-сосудистой системы каждой беременной женщины и знать, при каких патологических изменениях этой системы часто наступают опасные его нарушения в родах.

В случаях неясного диагноза беременную обязательно следует направить в стационар (в начале беременности — терапевтический, в третьем триместре — акушерский) для углубленного клинического обследования, наблюдения и лечения. Куда бы ни были помещены беременные с сердечно-сосудистой патологией, им должно быть обеспечено систематическое наблюдение и акушера, и терапевта, притом весьма квалифицированного. Даже при совершенно нормальном течении беременности этих больных следует помещать в родильный стационар (отделение или палаты патологии беременности) за 2—3 недели до родов. Это правило особенно необходимо соблюдать в отношении тех повторно-беременных, у которых во время предыдущей беременности обнаруживались явления недостаточности кровообращения. Если такая беременная почему-либо не может быть своевременно госпитализирована и продолжает находиться под наблюдением консультации, то первые же самые незначительные признаки нарушения кровообращения должны служить сигналом к немедленной обязательной госпитализации, осуществляемой в порядке неотложной помощи.