Русских акушеров издавна привлекала гуманная идея обезболивания родов. Почти 100 лет назад появились крупные работы по этому вопросу Ф. Орловского, Н. Н. Сочавы, П. И. Кубасова, II. Н. Буховцева н др. В руководстве крупнейшего отечественного акушера А. Я. Крассовского (1885) имеется специальная глава, посвященная обезболиванию родов. Позже другой крупный акушер Е. М. Курдиновский опубликовал монографию «Обезболивание нормальных родов». В этой книге автор, на основании собственных экспериментальных исследований и клинических наблюдений, по сути, положил начало научному и практическому обезболиванию родов. Однако еще долго обезболивание родов носило несистематический характер и не выходило за пределы отдельных акушерских клиник.

Интерес к этому делу значительно возрос, когда в начале третьего десятилетия нашего века К. И. Платонов в Харькове, А. П. Николаев в Киеве, В. И. Здравомыслов в Москве начали достаточно широко применять для обезболивания родов гипноз.

Этот метод получил большое распространение, когда в Германии Когерер и одновременно и независимо от него в СССР К. И. Платонов и А. П. Николаев предложили методику предварительной гипносуггестивной подготовки беременных к родам без боли. Получив такую подготовку, беременные рожали безболезненно в бодрственном состоянии под влиянием постгипнотических внушений.

По этому способу были обезболены сотни родов без всякого вреда для матери и ребенка. В Москве, Ленинграде, Киеве были организованы при некоторых акушерских учреждениях специальные гипнотарии (В. И. Здравомыслов, М. В. Вигдорович, М. М. Сыркин), где проводилась одновременная гипносуггестивная подготовка целых групп беременных (от 20 до 70) к безболезненным родам.

Однако, несмотря на хорошие результаты, которые давал этот метод, он широко не распространен. Причиной этого было некоторое предубеждение против гипноза, которое существовало до тех пор, пока русский физиолог И. П. Павлов не рассеял его, показав, что гипноз и внушение — явления вполне физиологические и при правильном пользовании ими совершенно безвредные. Второй причиной была относительная сложность применения этого метода и нужда в специально подготовленных кадрах акушеров-психотерапевтов.

С 1935 г. в Советском Союзе широко применялись самые разнообразные методы медикаментозного обезболивания родов.

С 1950 г. основным и широко распространенным методом обезболивания родов в СССР стал психопрофилактический метод подготовки беременных к родам, предложенный и в первоначальном его виде разработанный И. 3. Вельвовским, К. И. Платоновым, В. А. Плотичером и Э. А. Шугом. В последние годы фактически применяется физиопсихопрофилактический метод, так как выяснилось огромное положительное значение в подготовке беременных к родам физических (гимнастических) упражнений, в связи с чем разработаны (Л. И. Старцева, А. А. Лебедев, А. К. Поплавский и др.) специальные гимнастические комплексы.

Значение физиопсихопрофилактического метода не ограничивается обезболиванием родов или более или менее выраженным болеутолением в родах, хотя это и является самым важным показателем ценности метода и целесообразности его широкого применения. Наряду с этим оказалось, что физиопсихопрофилактическая подготовка в высокой степени дисциплинирует поведение женщины в родах.

Следует также подчеркнуть, что регулярные посещения беременными женщинами консультаций для периодических осмотров и занятий по подготовке к родам позволяют своевременно выявить у них те или иные отклонения в течение беременности и заранее принимать все необходимые меры, чтобы избежать осложнений в родах.

С другой стороны, исходя из того, что при осложненном течении родов беременные нуждаются в обезболивании не в меньшей, а несомненно, в большей степени, чем при нормальных родах, советские врачи изучили также возможность и эффективность применения психопрофилактических методов при различных осложнениях беременности и родов.

Общая продолжительность родов после физиопсихопрофилактической подготовке на два-четыре часа меньше, чем при медикаментозном обезболивании. Это важно, так как чем продолжительнее роды, тем ниже результат обезболивания. Физиопсихопрофилактическая подготовка беременных к родам оказала положительное влияние также на течение родового акта: реже наблюдаются случаи слабости родовой деятельности, снизился процент асфиксий и мертворождений, уменьшилось число послеродовых кровотечений.

Как можно объяснить такое благоприятное влияние профилактической подготовки на течение родов, даже осложненных? Влияние здесь комплексное и слагается из следующих основных факторов.

1.      Нормализация основных нервных процессов и, следовательно, нейрогуморальных факторов, регулирующих родовую деятельность;

2.      Устранение страха, отрицательных эмоций и устранение или уменьшение боли; благодаря этому спокойное дисциплинированное поведение женщины во время родов;

3.      У женщин вырабатываются положительные установки на родовой акт, как на неболезненный физиологический процесс.

Не подлежит сомнению, что в тех учреждениях, где правильно поставлена работа по проведению физиопсихопрофилактической подготовки, то есть там, где беременная проходит полную предварительную подготовку в женской консультации и, поступая в родильный дом, встречается с хорошо обученным персоналом и благоприятной обстановкой, там эффективность этой подготовки достаточно высока.

Основное положение физиопсихопрофилактической подготовки к родам заключается в том, что боль в развитии и течении родов, как физиологического акта, не является необходимостью. Наоборот, акушеры хорошо знают, что родовая боль и почти всегда сочетающаяся с ней эмоция страха нередко нарушают физиологическое течение родового акта: схватки приобретают беспорядочный характер, их сила, ритм, нормальная динамика нарушаются. Такие схватки мало продуктивны, быстро утомляют роженицу и нередко приводят к вторичной слабости родовой деятельности. Однако это утомление никоим образом нельзя рассматривать как результат физического истощения: оно зависит от длительного перенапряжения центральной нервной системы вследствие длительного воздействия на нее болевых ощущений и отрицательных эмоций.

Физиологическое обезболивание в родах должно исходить из установленных И. П. Павловым следующих факторов: 1) высшим аппаратом восприятия и оформления болевых ощущений является кора головного мозга, функционирующая в тесном взаимодействии с подкоркой; 2) кора мозга в каждый отдельный момент воспринимает из бесконечного количества притекающих к ней импульсов лишь те, которые на данный момент жизненно необходимы для нормального функционирования организма. В то же время кора задерживает все остальные импульсы, в том числе и поступающие из физиологически функционирующих внутренних органов. Таким образом, в норме интероцептивные импульсы находятся под порогом сознания.

Однако существуют условия, когда может наступить «прорыв» импульсов с того или другого органа в кору.

По-видимому, эти условия могут иметь место и во время родов. Условия эти следующие: чрезмерная сила импульсов, посылаемых бесчисленными интерорецепторами матки, придатков и брюшины, находящимися в состоянии все более усиливающегося раздражения; большая длительность, непрерывность поступления импульсов в подкорковую область; наконец, тормозное состояние коры мозга, ослабляющее ее регулирующее влияние на нижележащие отделы мозга, причем неизбежно нарушается функция «отбора», которую активная кора всегда осуществляет в отношении интероцептивных импульсов.

Прорыв импульсов большой силы и частоты в кору обычно сочетается с резким повышением возбудимости подкорки, сопровождающим отрицательные эмоции. Все это приводит в конечном итоге к тому, что эти раздражения воспринимаются и оформляются в коре мозга как боли.

Не подлежит сомнению, что родовые боли обусловлены обратимыми анатомо-функциональными изменениями в органах малого таза и брюшной полости, которые неизбежно возникают в процессе родов и вызывают раздражение чувствительных нервных приборов матки и соседних органов с ответными реакциями организма, в том числе — болевыми.

К этим анатомо-физиологическим изменениям относятся: раскрытие шейки матки, особенно у первородящих, и при некоторой ригидности ее; неизбежное при сокращениях беременной матки натяжение и растяжение ее связок и брюшины; усиленные сокращения матки при наличии относительных препятствий к ее опорожнению; сжатие и растяжение при сокращениях матки бесчисленных кровеносных сосудов, обладающих своей собственной системой высокочувствительных нервных рецепторов; изменение химизма тканей и накопление кислых продуктов обмена, вызывающих повышение чувствительности нервных окончаний сосудов, слизистой оболочки и брюшины, покрывающей матку. Эти материальные условия возникновения родовых болей в большей или меньшей степени имеются у всех рожениц, однако степень ощущения боли в родах у разных женщин различна.

Многие роженицы, особенно из тех, у которых нет отрицательных эмоций и страха, испытывают умеренные боли, легко их «терпят» и относятся к ним относительно спокойно. Такие женщины с нетерпением ждут ребенка, и радостное ожидание его преобладает над всеми другими внешними и внутренними раздражителями; они, следуя указаниям врача и акушерки, стремятся активно участвовать в родовом процессе и, по мере возможности, управлять им, ускорять его течение.

С нейрофизиологической точки зрения этих беременных можно характеризовать так: кора их головного мозга очень активна и имеет высокий тонус; в ней образовался мощный очаг возбуждения с определенным целенаправленным положительным содержанием —«благополучно родить». Этот мощный очаг или «доминанта» затормаживает путем индукции остальную кору, и никакие раздражения, не связанные непосредственно с содержанием «доминанты», кора не воспринимает или же, если они восприняты, также очень быстро затормаживает. В результате у этих женщин высок порог болевой чувствительности. Именно такое состояние центральной нервной системы мы стремимся создать у каждой беременной путем физиопсихопрофилактической подготовки.

Но есть и другие женщины — с нервной системой слабого типа. Они раздражительны, неуравновешены, чрезмерно подвержены отрицательным эмоциям и страху, напряженно ожидают якобы неизбежных «родовых мук» и различных осложнений в родах. Со страхом ждут окончания своих страданий, они нм кажутся бесконечными. Поведение таких рожениц беспокойное, нетерпеливое, иногда хаотичное.

У этих женщин низкий порог возбудимости коры головного мозга; тонус и активность коры ослаблены, поэтому положительной «доминанты» не образуется, и тормозной процесс ослаблен. Вследствие этого болевые раздражения, притекающие с периферии, иррадиируют в коре на более обширные области и воспринимаются как значительные болевые ощущения. Последние приобретают большую интенсивность и длительность; особенно усиливаются они под влиянием эмоций и страха.

У этих, сильно страдающих в родах женщин, помимо особенностей их центральной нервной системы, иногда выявляются следующие факты, неблагоприятно действующие на их психику и усиливающие боли.

1.      Тяжелые, очень болезненные роды в прошлом, нередко с потерей желанного ребенка. У таких беременных с началом настоящих родов оживают все неблагоприятные временные условные связи, образовавшиеся во время прежних родов; возникают тяжелые следовые реакции, и почти неизбежно образуется неблагоприятная установка на предстоящие роды.

2.      Влияние окружающей среды, когда женщина, даже будучи еще подростком, слышит устрашающие беседы о родах и подобные же высказывания воспринимает из литературы. В данном случае имеет место воздействие на психику второй сигнальной системы, то есть слова, которое производит, как говорит К. М. Быков, «грандиозные события» в организме человека.

Таким образом, наряду с естественными причинами родовых болей, у роженицы могут иметь место условнорефлекторные и эмоциональные наслоения, которые, несомненно, во много раз усугубляют первоначальную, быть может, вовсе незначительную тяжесть родовых болей.

Устранить естественные причины родовых болей мы не можем. Но мы можем снять указанные условно-рефлекторные наслоения. Более того, мы можем изменить количественный и качественный характер восприятия периферических болевых раздражений, направляющихся по нервным путям в центральную нервную систему женщины. Эта задача успешно решается путем: 1) снятия страхов и воспитания у беременной положительных эмоций; 2) образования в коре мозга концентрированного доминантного очага возбуждения и одновременно вокруг него — зоны индукционного торможения; 3) выработки и тренировки активного условного торможения (по А. О. Долину).

Устранение из сознания беременной зафиксированного представления о боли и переработка в коре головного мозга болевых раздражений, вызванных безусловными раздражителями, в неболевые, а также повышение порога возбудимости коры, составляют одну из важнейших задач психопрофилактической подготовки беременных к родам.

При этом возможны такие варианты:

1.      Порог возбудимости настолько повышается, что все болевые раздражения, возникающие в родах, остаются под порогом чувствительности и не превращаются поэтому в ощущение боли, то есть родовая боль вообще не возникает. В данном случае имеет место истинная профилактика возникновения родовой боли и никакого дополнительного обезболивания не требуется.

2.      Порог возбудимости повышается в такой степени, что большая часть каждой схватки оказывается безболезненной, и лишь на высоте ее появляется непродолжительная боль. В этих случаях также чаще всего не требуется медикаментозного обезболивания. Если же р отдельных случаях оно может понадобиться, то наилучшим средством является закись азота или трилена (наркоген), вдыхаемая в течение нескольких секунд.

3.      Большая часть схваток периода раскрытия остается под порогом чувствительности и протекает безболезненно, а в кульминационной фазе раскрытия появляются боли. Это объясняется, с одной стороны, недостаточной высотой порога возбудимости, а с другой — затрудненным раскрытием шейки матки, либо другими осложнениями родового акта. В этих случаях при появлении боли необходимо произвести влагалищное исследование для установления причин чрезмерной болезненности (ригидность шейки, неправильное вставление головки, ущемление передней губы шейки, чрезмерно плотные оболочки плодного пузыря и пр.). Одновременно с выполнением необходимой акушерской манипуляции (вскрытие пузыря при полном или почти полном раскрытии, заправление губы шейки за головку) следует применить, если боль не будет устранена, дополнительное медикаментозное обезболивание.

4.      Порог возбудимости остается настолько низким, то есть чувствительность настолько высокой, что родовой акт в большей своей части или даже весь целиком протекает болезненно. Это — срыв психопрофилактической подготовки. В этих случаях необходимо полностью перейти на медикаментозное обезболивание и чем раньше, тем лучше.

В системе физиопсихопрофилактической подготовки беременных к родам важнейшее звено — комплекс специальных медицинских (акушерских) и педагогических мероприятий — тесно связано с комплексом организационных мероприятий.

Обязательными компонентами этого звена являются:

1)      дородовая психопрофилактическая подготовка беременной в женской консультации в течение всей беременности и особо — в последние шесть-восемь недель;

2)      подготовка, воспитание персонала родильного учреждения, который должен быть хорошо ознакомлен с принципами и методикой физиопсихопрофилактического обезболивания и уметь осуществлять их;

3)      правильное, рациональное, внимательное ведение родов со своевременным предупреждением и устранением всех, даже малейших, отклонений от нормы;

4)      лечебно-охранительный режим в родовспомогательном учреждении.

Специальной подготовке предшествует тщательное общее, акушерское и неврологическое обследование беременной. Весьма важно стремиться ориентировочно определить типовые особенности ее нервной системы, ибо можно считать установленным (С. Н. Астахов), что наилучшие результаты психопрофилактический метод обезболивания родов дает у женщин, приближающихся к сильному типу с уравновешенными раздражительным и тормозным процессами, с достаточной степенью подвижности этих процессов и нормальным взаимоотношением первой и второй сигнальных систем. Наоборот, женщины слабого типа, неуравновешенные в отношении основных процессов высшей нервной деятельности, у которых легко возникают всякие страхи, нередко принимающие характер патологических, навязчивых, и женщины с преобладающим

влиянием первой сигнальной системы, со значительной силой влияния подкорки (что обычно совпадает) значительно чаще дают «срывы» психопрофилактической подготовки.

На подготовку этой группы беременных врач должен затратить больше усилий, больше времени, провести больше занятий. Иногда бывает необходимо даже проводить с ними сеансы внушения в бодрственном состоянии или в гипнотическом сне.

Физиопсихопрофилактическая подготовка беременной к родам представляет собой комплекс ряда последовательно проводимых занятий, которые:

1) формируют у беременной правильную установку на роды как на физиологический процесс;

2) вырабатывают у беременной положительную направленность и целеустремленность по отношению к родовому акту; разъясняют неправильность устаревших представлений о родовом акте, как о процессе, которым нельзя активно руководить и управлять, и указывают на возможность управлять родовым актом. Врач подчеркивает, что роды — физическая работа, для благополучного завершения которой необходимы знание, дисциплинированность, определенная физкультурная подготовленность и экономное расходование сил;

3) излагают в доступной, но научной форме основные сведения о физиологии родового акта, о его клиническом нормальном течении, о тех явлениях и ощущениях, которые будут иметь место в родах; подчеркивают необязательность и ненужность при этом болей;

4) с помощью гимнастических упражнений улучшают все физиологические функции, совершенствуя деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной систем;

5) дают женщине наставления о правильном поведении в родах; подчеркивают, что правильное поведение в родах, выполнение роженицей определенных приемов, которым ее обучают в процессе подготовки, будет определять правильное течение и, следовательно, безболезненность или незначительную болезненность в родах.

Позже, уже при поступлении беременной на роды в стационар, врач и акушерка в повторных кратких беседах в пропускнике, предродовой палате и в родильном зале возобновляют в памяти роженицы все преподанное ей во время подготовки к родам; фиксируют ее внимание на тех предметах и приемах, которые использовались во время подготовки для опосредованного внушения; создают спокойное настроение и уверенность в безболезненном течении и благополучном исходе родов.

Таким образом, физиопсихопрофилактическая подготовка беременных к родам начинается в женской консультации, повторяется в приемном покое родильного дома тотчас по поступлении беременной, проводится в родильной комнате и заканчивается лишь после родоразрешения.

Теперь в большинстве родовспомогательных учреждений Украины курс занятий по физио-психопрофилактике в конце беременности построен таким образом, что первое вводное и заключительное занятия, как наиболее ответственные, проводит врач, а промежуточные четыре за-нятия — хорошо обученная и специально для этой цели выделенная акушерка.

Опыт, проведенный с годами, показал, что акушерки, соответствующим образом подобранные и подготовленные, хорошо занимаются с беременными и роженицами, нередко сами совершенствуют методику психопрофилактики, настойчиво добиваясь тесной преемственности в работе между отдельными звеньями нашей системы родовспоможения и приобретают среди беременных и рожениц большой авторитет, доверие и любовь; в результате обезболивающий эффект оказывается во многих случаях лучшим, чем прежде.

Подготовку беременных фактически следует начинать с первого же дня по установлении у них беременности и проводить эту подготовку при каждом посещении женщиной женской консультации вплоть до того времени, когда начнется курс специальных подготовительных занятий, то есть до 32—33 недель беременности.

На одной из первых бесед в начале беременности необходимо объяснить беременной положительное значение гимнастических упражнений и обучить ее упражнениям, которые она должна ежедневно выполнять дома. Беременную нужно убедить, что систематическое выполнение физических упражнений благотворно влияет на ее организм и обеспечивает ей хорошее самочувствие, скорые, легкие, безболезненные роды, а также хорошее состояние плода и новорожденного. При каждой последующей явке в консультацию и при посещении акушеркой беременных на дому необходимо проверять, насколько правильно и старательно они выполняют рекомендованные гимнастические упражнения. Ловкость и натренированность в выполнение, упражнений с несомненностью свидетельствует о том, что беременная действительно старательно изучила и много раз выполняла их.       

Гимнастические упражнения для беременных делятся на три комплекса и состоят в нижеследующем.

Первый комплекс (срок беременности до 20 недель) (рис. 27).

Упражнение 1 (рис. 27, а). Исходное положение (И. п.): стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Выполнение:  поднять руки вверх — вдох, опустить — выдох. Повторить упражнение 4—6 раз в медленном темпе.

Упражнение 2 (рис. 27, б). И.п.: стоя, ноги расставлены, руки вдоль туловища. Выполнение: поднять руки вверх — вдох, наклонить туловище вперед, коснуться пальцами пола — выдох. Повторить упражнение 4— 6 раз.

Упражнение 3 (рис. 27, в). И.п.: сидя на полу, ноги прямые вместе, руки сзади в упоре. Выполнение: повернуть туловище вправо, левую руку перенести на правую сторону — выдох, принять исходное положение — вдох. Повторить упражнение попеременно в левую и правую сторону 3—4 раза.

Упражнение 4 (рис. 27, в). И.п.: лежа на спине ноги прямые вместе, руки вдоль туловища. Выполнение: поднять ноги — выдох, опустить — вдох. Повторить упражнение 4—6 раз.

Упражнение 5 (рис. 27,5). И.п.: то же. Выполнение: согнуть ноги в коленях — вдох, приподнять верхнюю треть туловища и голову — выдох, опустить их — вдох, выпрямить ноги — выдох. Повторить упражнение 4— 6 раз.

Упражнение 6 (рис. 27, е). И.п.: стоя на четвереньках. Выполнение: поднять прямую левую ногу назад и правую руку вперед, прогнуться в пояснице — вдох, возвратиться в исходное положение — выдох. Повторить упражнение попеременно левой и правой ногой и рукой 3—4 раза.

Упражнение 7 (рис. 27, ж). И.п.: стоя на коленях, ноги вместе, руки вдоль туловища. Выполнение: сесть на пятки — выдох, стать на колени — вдох. Повторить упражнение 4—6 раз.

Упражнение 8 (рис. 27, а). И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища. Выполнение: отвести прямые руки назад — вдох, привести их к туловищу — выдох. Повторить упражнение 4—6 раз.

 

Второй комплекс (срок беременности 20 до 32 недель) (рис. 28).

Упражнение 1 (рис. 28, о). И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища. Выполнение: развести руки перед грудью широко в стороны — вдох, возвратиться в исходное положение — выдох. Повторить упражнение 4—6 раз.

Упражнение 2 (рис. 28,6). И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Выполнение: опираясь на спинку стула, присесть — вдох, подняться — выдох. Повторить упражнение 4—6 раз.

Упражнение 3 (рис. 28, в). И.п.: сидя на полу, ноги широко разведены, руки вдоль туловища. Выполнение: поднять руки вверх — вдох, коснуться ими носка левой и правой ноги, 3—4 раза.

Упражнение 4 (рис. 28, г). И.п.: лежа на спине, прямые ноги вместе, руки вдоль туловища. Выполнение: поднять ноги вверх, качательные движения ими в течение 1 мин.

Упражнение 5 (рис. 28, д). И.п.: то же. Выполнение: согнуть ноги, развести колени руками в стороны — выдох, возвратиться в исходное положение — вдох. Повторить упражнение 4—6 раз.

Упражнение 6 (рис. 28, е). И.п.: лежа на боку, ноги прямые вместе, руки вдоль туловища. Выполнение: поднять руку и ногу — вдох, опустить — выдох. Повторить 5 раз упражнение сначала на левом, потом на правом боку 3—4 раза.

Упражнение 7 (рис. 28, ж). И.п.: стоя на четвереньках. Выполнение: поднять левую руку вверх, посмотреть на нее — вдох, опустить — выдох. Повторить упражнение попеременно левой и правой рукой 3—4 раза.

Упражнение 8 (рис. 28, з). И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Выполнение: согнуть левую ногу в колене — вдох, выпрямить — выдох. Повторить упражнение попеременно левой и правой ногой 3—4 раза.

 

Третий комплекс (срок беременности от 32 недель до родов) (рис. 29).

Упражнение 1 (рис. 29, а). И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Выполнение: наклонить туловище влево, скользя левой рукой вниз по ноге, правую руку поднять вверх — вдох, возвратиться в исходное положение —выдох. Повторить упражнение попеременно в левую и правую сторону 3—4 раза.

Упражнение 2 (рис. 29, б). И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук касаются плеч. Выполнение: разогнуть руки — вдох, согнуть — выдох. Повторить упражнение 4—6 раз.

Упражнение 3 (рис. 29, в). И.п.: сидя на полу, ноги прямые вместе, руки сзади в упоре. Выполнение: согнуть левую ногу в колене — вдох, отвести колено кнаружи — выдох. Повторить упражнение попеременно левой и правой ногой 3—4 раза.

Упражнение 4 (рис. 29, г). И.п.: лежа на спине, ноги прямые вместе, руки под головой. Выполнение: поднять прямые ноги — выдох, опустить — вдох. Повторить упражнение 4—6 раз.

Упражнение 5 (рис. 29, д). И.п.: лежа на спине, ноги согнуты, пятки около ягодиц, руки вдоль туловища. Выполнение: поднять таз вверх — выдох, опустить — вдох. Повторить упражнение 4—6 раз.

Упражнение 6 (рис. 29, с). И.п.: то же. Выполнение: развести колени широко в стороны, руки согнуты — вдох, возвратиться в исходное положение — выдох. Повторить упражнение 4—6 раз.

Упражнение 7 (рис. 29,ж). И.п.: стоя на четвереньках. Выполнение: прогнуть спицу вверх, голову опустить вниз — выдох, прогнуть спину вниз, голову поднять вверх — вдох. Повторить упражнение 4—6 раз.

Упражнение 8 (рис. 29, з). И.п.: стоя, ноги слегка разведены в стороны, руки вдоль туловища. Выполнение: поднять руки вверх, прогнуться в пояснице — вдох, возвратиться в исходное положение — выдох. Повторить упражнение 4—6 раз.

С 32-й или 33-й недели беременности проводят специальный курс бесед-занятий по психопрофилактике, что по времени совпадает с третьим комплексом гимнастических упражнений.

Цикл специальных подготовительных занятий (в конце беременности) должен состоять не менее чем из шести бесед — уроков.

Если беременная поступает на подготовку при большом сроке беременности, более чем 35— 36 недель (37—39 недель), с ней следует проводить занятия или индивидуально, или же собрать группу женщин с таким же сроком беременности. В таких случаях приходится проводить три-четыре занятия.

После проведения всего положенного цикла занятий, если после последнего занятия наступление родов задерживается более чем на 6—7 дней, при родах иногда наблюдаются неудовлетворительные результаты подготовки, что, несомненно, объясняется большим промежутком между последней беседой и родами. В подобных случаях и необходимы дополнительные, подкрепляющие занятия.