Полученные из коры надпочечников биологически активные вещества относятся по их химической природе к стероидным соединениям.

 Их делят на три группы:

1) вещества, действующие преимущественно на обмен органических веществ. Сюда относятся такие вещества как кортикостерон, кортизон, гидрокортизон. По действию на углеводный обмен их называют гликокортикоидами;

2) вещества, действующие, преимущественно, на водно-солевой обмен, в частности на обмен натрия и калия; их называют минералокортикоидами. Представитель этой группы — дезоксикортикостерон;

3) третья группа стероидов, содержащихся в коре надпочечников, по своей химической структуре и биологическому действию подобна половым гормонам мужского типа — андрогенам и женского — эстрогенам и прогестерону.

Соединения, обладающие одновременно андрогенной и эстрогенной активностью, кроме специфического действия, оказывают также влияние на обмен белков. Поэтому, по мнению В. П. Комиссаренко (1956), разделение гормонов коры надпочечников на три группы следует принимать только условно, основываясь лишь на преимущественном влиянии их на тот или другой вид обмена веществ.

Вопрос о роли гормонов коры надпочечников в физиологических процессах, совершающихся в организме женщины, все больше привлекает внимание акушеров. Вещества, выделяемые корковым слоем надпочечников, жизненно необходимы. Действие их многогранно: они регулируют различные виды обмена веществ, поддерживают мышечный тонус, принимают существенное участие в приспособительных реакциях организма. Общепризнано, что в случаях, когда организм подвергается воздействию необычных для него условий и вредных агентов, то есть находится в состоянии сильного функционального напряжения («стресса»), происходит мобилизация всех его защитных сил на борьбу с этими раздражителями. Одно из проявлений этой борьбы — усиление функции коры надпочечников, выражающееся в повышенном выделении гормонов в кровяное русло (Н. Selye, 1949).

Накопилось много фактов, свидетельствующих о связи между корой надпочечников и половой сферой. Кора надпочечников принимает участие в регуляции секреции половых гормонов и продуцирует наряду с другими такие гормоны стероидного ряда как эстрон, прогестерон (Н. F. Hausler и F. Lembeck, 1952).

Установлено влияние коры надпочечников на развитие матки, причем влияние это непосредственное, а не через яичники (А. М. Агаронов). В эксперименте показано, что с наступлением беременности секреторная функция коры надпочечников усиливается. Известно, что при аддисоновой болезни с наступлением беременности состояние больных улучшается, а после родов значительно ухудшается.

По литературным данным, во время беременности функцию коры надпочечников до некоторой степени берет на себя плацента. В ней обнаружены вещества типа физиологически активных кортикостероидов, а также гормон, стимулирующий деятельность коры надпочечников.

Значение гормонов коры надпочечников в процессе беременности и родов изучено недостаточно. Н. Hegnauer (1954) считает, что как половым гормонам, так и гормонам коры надпочечников принадлежит роль регуляторов обмена веществ между матерью и плодом.

Количество кортикостероидов во время беременности увеличивается. Е. Venning (1946) показала, что в первые три месяца беременности экскреция кортикоидов значительно повышена, однако после этого срока количество их снижается, а затем между 140—160 днями беременности снова возрастает и держится до конца беременности. В последние недели беременности выделение кортизона с мочой возрастает в два раза по сравнению с его выделением у небеременных, а в родах оно в 1,5 раза больше, чем в последние недели беременности (И. Ю. Подольская и Е. Н. Преловская, 1955, 1956). Многие авторы отмечали увеличение количества 17-гидроксикортикостероидов в плазме крови во время беременности и еще больше их увеличение в родах.

Беременность, являющаяся физиологическим состоянием, тем не менее предъявляет повышенные требования к организму женщины и, как известно, вызывает функциональные изменения в целом ряде органов и систем. Поэтому приспособительные реакции при беременности и, особенно, во время родов приобретают особо важное значение. Необходимо отметить, что реакция коры надпочечников не является первичной: ей предшествует реакция со стороны передней доли гипофиза — выделение адренокортикотропного гормона. Последний, будучи физиологическим стимулятором коры надпочечников, быстро повышает ее функцию, заключающуюся в выделении кортикостероидов в кровь.

Исследования В. В. Пащенко (1964) по изучению роли и значения гормонов коры надпочечников, а также адренокортикотропного гормона гипофиза в патогенезе слабости родовой деятельности показали, что у рожениц с первичной слабостью родовой деятельности в большинстве случаев имеется некоторое угнетение функции коры надпочечников, выражающееся в снижении количества 17-кетостероидов и 17- оксикортикостероидов в моче и в понижении тонуса поперечнополосатой мускулатуры. Автор изучал также кортикотропную функцию гипофиза у женщин с нормально протекающими родами и у рожениц с первичной слабостью родовой деятельности. Его исследования свидетельствуют о том, что у рожениц со слабостью родовой деятельности кортикотропная функция гипофиза понижена.

В. В. Пащенко рекомендовал АКТГ и гормоны коры надпочечников для лечения слабости родовой деятельности. При угнетении функции коры надпочечников у рожениц АКТГ оказывает стимулирующее действие, улучшая общее состояние и снимая утомление, а также усиливает сократительную деятельность матки. Из гормонов коры надпочечников был использован кортин, обладающий минерало и гликокортикоидной активностью; он заметно стимулирует родовую деятельность, оказывает болеутоляющее действие и особенно эффективен у тех рожениц, у которых было понижено количество 17-оксикортикостероидов и 17-кетостероидов. При этом не отмечалось вредного влияния кортина на состояние плода.

Помимо обычного наблюдения за сократительной деятельностью матки, производили наружную гистерографию, а состояние плода контролировалось фонокардиографией. При применении гормонов коры надпочечников для лечения слабости родовой деятельности был получен не только хороший терапевтический эффект, но и уменьшение кровопотери в родах. Такие же результаты были получены при применении для этой цели дезоксикортикостеронацетата (В. П. Михедко, 1956).

Роль гормонов коры надпочечников и АКТГ в родах еще не может считаться полностью изученной. Тем не менее, можно полагать, что в комплексе нейрогормональных и гуморальных факторов система гипофиз — надпочечники имеет определенное значение.

В литературе имеются указания на значение гормонов коры надпочечников в предупреждении и лечении кровотечений. Обнаружено, что эти гормоны понижают проницаемость сосудистых стенок. Кортизон и АКТГ с успехом применяются при заболеваниях крови.

Мы установили, что под влиянием кортизона и кортина повышается содержание фибриногена в крови беременных женщин. Гормоны коры надпочечников, как гликокортикоиды, так и минералокортикоиды увеличивают число тромбоцитов, а также повышают содержание кальция в периферической крови. Экспериментальные исследования на небеременных и беременных крольчихах показали, что в условиях нарушенной свертываемости крови кортизон восстанавливает способность крови к свертыванию (В. П. Михедко, В. В. Пащенко, И. Е. Найгерцик).

Имеются данные об успешном применении кортина и дезоксикортикостеронацетата в случаях неукротимой рвоты (С. Г. Либгарт, 1946; А. И. Вылегжанин и О. И. Бондарь, 1953), для лечения недонашивания беременности (Е. И. Кватер, 1961).

Как видно из приведенных данных, гормоны коры надпочечников оказывают на организм беременной женщины многообразное действие. Для акушеров важна способность этих гормонов проявлять в некоторых случаях гонадотропное, эстрогенное или прогестероноподобное действие. Причины, обусловливающие различное действие одного и того же гормона, могут зависеть от целого ряда обстоятельств, как например, длительность введения вещества, его дозировка, а также от общего состояния организма, на фоне которого вводится препарат. Последнее подтверждается экспериментальными исследованиями В. Kehl, R. Paris, I. Benoit и G. Gros (1942), показавшими, что одно и то же гормональное вещество может проявлять разное действие на один и тот же вид животного. На кастрированных крысах дезоксикортикостеронацетат вызывал эстрогенное действие, а будучи применен в такой же дозировке на беременных крысах, подвергшихся кастрации и адреналэктомии, он действовал как прогестерон.

Практический интерес представляет применение с лечебной целью гормонов коры надпочечников у беременных, больных ревматизмом. Исследования Е. М. Лысенко (1963) показали, что у большинства беременных, страдающих ревматизмом, количество 17-кетостероидов и 17-оксикортикостероидов в суточной моче снижено по сравнению со здоровыми беременными. Особенно низкие цифры получены у беременных с острым течением при активной фазе ревматизма. У таких беременных наблюдается угнетение функции коры надпочечников. Это позволяет считать применение у них гормональной терапии обоснованным. Гормоны коры надпочечников в виде преднизона или преднизолона применяли у женщин с активным ревматическим процессом в сроке беременности от 20 недель и выше. Лечение проводили, в среднем, около месяца. За курс лечения больные получали 200— 300 мг препарата. Во всех случаях лечение оказалось эффективным. У больных с тяжелыми заболеваниями сердца, у которых заболевание не поддавалось лечению всеми другими противоревматическими средствами, применение гормональной терапии улучшало состояние и давало возможность довести беременность благополучно до конца.

О влиянии гормонов коры надпочечников на течение беременности при ревматизме можно отметить следующее: только у 3 из 38 женщин, леченных в периоде беременности 20—25 недель, имели место боли внизу живота, однако прерывания беременности не наступило. Все беременные, кроме одной, родили в срок. Средняя продолжительность родов у женщин, получавших преднизон или преднизолон, не отличалась от таковой у беременных с ревматическим процессом, не получавших гормональных препаратов.

Отмечено снижение кровопотери в родах. Это можно объяснить, с одной стороны, стимулирующим действием гормонов коры надпочечников на матку; с другой стороны, имеются данные о повышении свертываемости крови под влиянием этих гормонов. Все дети родились живыми без дефектов развития. Имеющиеся в литературе указания на возможность вредного влияния гормонов коры надпочечников на плод не подтвердились. Вероятно, это объясняется тем, что указанные препараты применяли в сроке беременности не раньше 20 недель, то есть после окончания периода плацентации.