При любом заболевании и в процессе выздоровления большое, подчас решающее, значение для больного имеют устранение отрицательных эмоций, уверенность в благополучном исходе, авторитет и ласковое, убедительное слово врача — этот сильнейший условный раздражитель, способный вызвать в организме человека серьезнейшие сдвиги.

Еще В. А. Манассеин — знаменитый русский терапевт — около 85 лет тому назад предупреждал своих слушателей о том, что врач при неосторожном подходе может оказать отрицательное воздействие на психику больного и, тем самым, не только обречь на неудачу назначенное лечение, но и явиться причиной новых страданий. В. А. Манассеин говорил: «Первой задачей врача, понимающего значение психических влияний, должно быть — придать возможно более уютный вид палатам больниц». Он сожалел, что в больницах обычно не на чем остановить свое внимание, и больные неизбежно сосредоточивают его на своих собственных болезненных ощущениях.

Вот почему для сохранения здоровья человека и для успешного лечения больного необходим особый, «павловский», подход к нему со стороны всего лечащего и обслуживающего медицинского персонала, нужна особая успокаивающая и в то же время бодрящая окружающая обстановка, особый охранительный режим лечебного учреждения.

Выдающийся русский психиатр В. М. Бехтерев не без основания говорил, что «если больному после разговора с врачом не становится лучше, то это не врач».

Однако дело не в одном только враче, а во всей «среде лечебного учреждения». Это понятие распространяется на всю окружающую обстановку, санитарно-технические условия, внешний вид палат, кабинетов, персонала; одежду и белье; больничный режим и уход; отношение к больным со стороны персонала и отношения лиц медицинского персонала между собой; качество обслуживания и питания; общую культуру учреждения и качество лечения и т. д., то есть на всю организацию и постановку лечебного дела в больнице.

Исключительно велика также роль среднего медицинского персонала в проведении лечебно-охранительного режима. Сестры и акушерки непосредственно выполняют врачебные назначения, и больные способны сразу оценить их уменье, осторожность, ловкость, опытность.

Мероприятия по обеспечению лечебно-охранительного режима в родильном стационаре должны преследовать следующие цели:

1) обеспечение тишины;

2) рациональное построение распорядка дня;

3) психопрофилактические и психотерапевтические воздействия;

4) борьба с болью любого происхождения;

5) дополнительный физиологический сон и лечение сном;

6) правильное питание;

7) профилактика инфекции;

8) воспитание и дисциплина персонала, доброжелательные отношения между сотрудниками, такие же взаимоотношения персонала с беременными, роженицами, родильницами.

Для обеспечения тишины в родильном стационаре необходимо выполнение целого комплекса мероприятий. Следует воспитать весь персонал стационара так, чтобы речь вполголоса со спокойными мягкими интонациями стала совершенно обязательной.

Для устранения ненужных и недопустимых шумов мы рекомендуем осуществить следующее:

1)      оборудовать в отделениях световую сигнализацию вместо звуковой;

2)      снабдить весь обслуживающий персонал тапочками;

3)      лестницы и пол в коридорах, за исключением родового блока и отделения новорожденных, застелить дорожками;

4)      устранить скрип и хлопанье дверей;

5)      коляски должны передвигаться бесшумно;

6)      ручки ведер необходимо снабдить резиновыми накладками, а днища — матерчатыми получехлами, чтобы избежать стука при опускании ведер на пол (особенно — плиточный);

7)      необходимо снабдить резиновыми колпачками ножки столиков, стульев, табуреток и проч.;

8)      ограничить пользование радио строго определенными часами, установив предельную (небольшую) силу звука;

9)      ограничить звучность телефонных звонков, установив телефонные аппараты вдали от палат. Во время отдыха и сна телефоны выключать.

Огромное значение имеет психопрофилактическое и психотерапевтическое воздействие на беременных, рожениц и родильниц.

Психопрофилактика должна начинаться с внимательного, предупредительного приема женщины в женской консультации, приемном покое, отделении стационара. Персонал, принимающий женщину в роддом, должен в максимальной степени ободрить ее и внушить не только ей, но и сопровождающим уверенность в благополучном исходе родов.

Большое значение имеет правильное размещение поступающих женщин с учетом профиля палат, состояния и характера заболевания, численности коек в палате и пр. Как уже сказано выше, беременных, прошедших психопрофилактическую подготовку, не желательно помещать в предродовой палате вместе с женщинами, не прослушавшими занятий и неспокойно себя ведущими. Необходимо также не допускать соприкосновения родильниц, перенесших в родах те или иные операции, с неоперированными родильницами и тем более с беременными, ожидающими родов.

С другой стороны, можно настоятельно рекомендовать встречи поступающих беременных и рожениц (там, где это возможно без опасения такого контакта) с родильницами, роды у которых прошли благополучно, спокойно и безболезненно или малоболезненно благодаря хорошо проведенной психопрофилактической подготовке.

Следует широко использовать психопрофилактический метод для подготовки беременных и рожениц к предстоящим им операциям или манипуляциям. Цель такой подготовки — устранение страха перед операцией, боязни боли, осложнений и пр.

Во время обходов необходимо запретить врачам открытые разборы состояния беременных, рожениц, родильниц, обсуждать при них их диагнозы, прогнозы и т. д. Разговоры с больными должны всегда носить оптимистический характер и содержать элементы внушения непременно благополучного исхода беременности, родов или заболевания.

Хранение медицинских документов (историй болезни, температурных листов, лабораторных анализов) нужно организовать так, чтобы была исключена всякая возможность ознакомления с ними госпитализированных женщин. Документы, выдаваемые при выписке на руки, должны быть сформулированы так, чтобы они не травмировали психику выписываемых. В необходимых случаях справки следует выдавать родственникам больных.

Нельзя допускать необоснованного изменения твердо установленного распорядка работы в отделениях, запаздывания и внезапной отмены назначенной операции, врачебного обхода, выполнения назначений и т. д. При отмене операции больной следует разъяснить причину отмены и успокоить ее.

Необходимо уделять самое серьезное внимание систематическому применению соответствующих комплексов гимнастических упражнений, выполняемых в порядке режима дня беременными, роженицами, родильницами, больными с гинекологическими заболеваниями. Некоторые комплексы гимнастических упражнений способны усиливать родовую деятельность и даже вызывать ее при переношенной беременности (Ш. Я. Микеладзе). Известно благоприятное влияние физических упражнений на тонус центральной нервной системы, лактацию у родильниц и пр.

Огромная роль в лечебно-охранительном режиме принадлежит борьбе с болью. Борьба со всеми видами боли должна осуществляться широким применением болеутоляющих средств — аналгетиков, спазмолитиков, наркотиков, гипнотиков,— но, прежде всего, путем применения психопрофилактики и психотерапии, включая такие методы, как разъяснение, убеждение, внушение, гипноз. Как указывалось выше, возможно добиться уменьшения и даже прекращения болей также условнорефлекторным путем.

Нужно, по возможности, устранять болевые ощущения любого происхождения. В частности, необходимо тщательно обезболивать все болезненные диагностические и лечебные процедуры и манипуляции. Необходимость каждой процедуры, манипуляции, инъекции, оперативного вмешательства нужно предварительно и в понятных выражениях терпеливо разъяснять, ибо только этим путем можно снять страх, в высокой степени способствующий возникновению или усилению боли.

Следует проводить профилактику и лечение трещин сосков, так как это заболевание нарушает нервно-психический статус родильниц, лишает их аппетита, сна и рефлекторным путем понижает молокоотделение, нередко приводя ко вторичной гипогалактии.

Для рационального использования сна как с профилактической, так и лечебной целью, помимо перестройки всего режима родильного дома, необходимо обеспечение определенных обязательных условий для увеличения продолжительности естественного ночного, а также дневного сна.

Продолжительность ночного сна родильниц— 7 часов (с 23 до 6 часов). К этому добавляется полтора часа дневного сна (отдых после обеда). В эти часы в отделении должна соблюдаться полная тишина, за поддержание которой ответственность несут дежурные акушерки и санитарки. Прекращается всякое излишнее хождение, передвижение мебели, выключаются телефоны, радио.

Всем вновь поступающим в отделение родильницам заранее разъясняют пользу дневного сна-отдыха.

Тишина — важнейшее, но не единственное условие, обеспечивающее быстрое наступление сна. Прежде всего, перед сном все родильницы должны опорожнить мочевой пузырь. Весьма желательно устранение излишних световых раздражителей: палаты, по возможности, затемняются (портьеры на окнах), предварительно хорошо проветриваются. Температура в палатах должна быть такой, чтобы родильницы не были вынуждены кутаться в одеяла или, наоборот, полностью раскрываться. Кровати не должны скрипеть при движениях родильниц. Важно также, чтобы подушки были средней плотности, не сбившиеся, достаточной вышины. Вообще подушки в стационаре следует иметь различной толщины и плотности, а при поступлении родильницы нужно класть ей подушку, хотя бы приблизительно по качеству такую, к какой данная женщина привыкла.

Большинство женщин не привыкли спать в дневное время. Однако у них при соблюдении всех вышеуказанных условий довольно легко и быстро вырабатывается условнорефлекторный сон на определенное время, тишину, тихую музыку и т. д. Но если родильницу дневной сон тяготит, то добиваться его не следует.

Если родильница страдает ночью бессонницей, допустимо применение легких снотворных. Можно рекомендовать нембутал (0,1), люминал (0,1), амиталнатрий (0,15), бромурал (0,3—0,5). Очень хорошо обычно действует сочетание бромурала 0,3 с люминалом 0,05—0,1.

Весь лечащий и обслуживающий персонал в обращении с женщинами, госпитализированными в стационаре, должен твердо усвоить дружески ласковый, но не фамильярный тон, вежливое, предупредительное, благожелательное отношение, терпеливое выслушивание жалоб. Персонал обязан всегда стараться ободрить страдающую и боящуюся болей женщину.

Никто из персонала не должен допускать выражения (мимикой или жестами) сомнений в отношении непременно благополучного исхода родов или заболевания.

Члены коллектива обязаны строго соблюдать все правила лечебно-охранительного режима. Никто из персонала не имеет права обращаться к женщинам, находящимся на госпитализации в стационаре, на «ты» или называть их «больная»: необходимо обращаться к ним по фамилии (товарищ такая-то) или, лучше, по имени и отчеству, которые необходимо узнать при первом же знакомстве после поступления женщины в стационар.

Все изложенное направлено к единой и чрезвычайно важной цели — научиться и научить других бережному, щадящему обращению с психикой здоровой и больной женщины, находящейся в родильном стационаре, и созданию в учреждении охранительного режима, в высокой степени облегчающего задачу персонала в сохранении и восстановлении здоровья женщины.