Одно из обязательных в акушерстве лабораторных исследований — анализ мочи.

Собирать мочу для анализа надо в чистый сосуд, совершенно свободный от остатков ранее собранной, загнившей мочи. Для качественного анализа берут обычно утреннюю порцию. У рожениц и родильниц, у которых к моче часто примешивается кровь из родовых путей, а также для бактериологического посева, мочу необходимо брать катетером в стерильную посуду. Измеряют собранную за сутки мочу градуированными цилиндрами.

Общий, суточный, диурез (СД) здорового человека составляет в среднем 1200—1500 мл, или 65—80% принятой за сутки (во всех видах) жидкости.

Следует помнить, что количество мочи не является показателем состояния и функции только аппарата мочеобразования и мочеотделения: целый ряд экстраренальных факторов также оказывает существенное влияние на диурез. Так, увеличенное количество поглощаемой жидкости, некоторые овощи и фрукты (тыква, арбуз, виноград), ряд заболеваний — диабет, гипертоническая болезнь в отдельных периодах ее течения, спадение отеков при беременности или у больных с сердечной декомпенсацией, истерия, продолжительные эмоции и т. д.— нередко обусловливают полиурию.

Следует обратить внимание на никтурию, то есть увеличение ночного диуреза по сравнению с дневным, в то время как обычно дневная доза значительно превышает ночную дозу. Никтурия нередко наблюдается в период начинающейся декомпенсации или скрытой субкомпенсации сердца, иногда вообще при ослаблении сердечной деятельности.

Олигурия может зависеть от чрезмерно малого количества принимаемой жидкости, усиленного потения, поносов, рвоты, болевых ощущений. Часто она наблюдается при острых нефритах и особенно часто — при нефрозе. Как при острых нефритах, так и при нефрозе олигурия сопровождается высоким удельным весом мочи.

Весьма часто наблюдается олигурия при сердечной декомпенсации. Даже незначительные нарушения кровообращения, ведущие хотя бы к временному застою, обусловливают олигурию, нередко с относительной никтурией (С. С. Зимницкий); последняя в этих случаях объясняется тем, что днем, вследствие большой нагрузки для сердца, кровоснабжение почек хуже, чем ночью, в покое, когда разгрузившееся сердце способно лучше обеспечить почки достаточным кровоснабжением. Гемолитический шок, сепсис, особенно анаэробный, нередко сопровождаются олигурией.

Олигурия часто наблюдается при повышенной гидрофильности тканей и связывании ими воды, как это нередко бывает при беременности и особенно при поздних токсикозах, когда отмечается извращение хлорнатриевого обмена с задержкой хлористого натрия в тканях. В первой половине беременности олигурия бывает нередко связана с рвотой беременных.

Анурия по своему происхождению может носить различный характер: секреторный, вследствие прекращения выделения почками мочи (острый нефрит, нефрогенная стадия гипертонической болезни, отравление сулемой и пр.), экскреторный в связи с механическим препятствием в мочевыводящих путях (камни, опухоли), рефлекторный (манипуляции на мочевом пузыре, на матке, закупорка одного из мочеточников, резкое болевое раздражение и т. д.).

Цвет нормальной человеческой мочи, обусловленный содержанием мочевых пигментов, колеблется от соломенно-желтого до янтарножелтого. Прозрачная, почти бесцветная моча и притом в очень большом количестве (полиурия) наблюдается при несахарном мочеизнурении (удельный вес низкий) или при сахарном диабете (удельный вес высокий), при хроническом нефрите, быстром спадении отеков. Бледно-желтая, почти бесцветная, моча при отсутствии отеков у больной свидетельствует об утрате концентрационной способности почек. Если же при этом удельный вес мочи стойко держится на уровне 1010—1011, можно с большой вероятностью предположить тяжелую недостаточность почек; насыщенный темно-желтый цвет мочи говорит о хорошей концентрационной способности их.

Насыщенная моча выделяется при очень многих болезнях, особенно при лихорадочных заболеваниях. Моча желтушных больных имеет шафранно-желтый цвет, цвет пива. Примесь крови, кровяных пигментов придает моче розово-красные оттенки. При наличии большого количества крови, как это бывает при гематуриях почечно-пузырного происхождения, моча принимает цвет мясных помоев (инфаркт почки, травма, острый нефрит, почечнокаменная болезнь и т. д.). Розово-красный цвет мочи обусловливают также некоторые лекарственные вещества: пирамидон, антипирин и т. п.

Реакция нормальной мочи слабокислая или кислая. В значительной степени реакция мочи зависит от употребляемой пищи, принятых лекарств, различных заболеваний. Так, при вегетарианском пищевом рационе моча приобретает щелочную реакцию. Резко кислая реакция наблюдается при богатой животными белками пище, при острых лихорадочных заболеваниях, после тяжелой физической работы, обычно сразу после родов, при голодании, диабете, мочекислом диатезе и пр. Щелочная моча бывает в результате обильного потребления щелочей, после рвот и промываний желудка, при циститах и цистопиелитах, гематурии и т. д.

Осадки мочи. Свежевыпущенная нормальная моча прозрачна и не дает осадка; только при стоянии в течение двух-трех часов в ней образуется маленькое облачко, состоящее из слизи, эпителия и ничтожного количества солей. При длительном стоянии, в связи с начинающимися в моче процессами брожения под влиянием бактерий, из мочи выпадает обильный осадок фосфатов, реже — мочевой кислоты и мочекислых солей с резким аммиачным запахом.

Удельный вес мочи определяется урометром. Он колеблется от 1005 до 1030, в зависимости от концентрации растворенных в ней веществ и в среднем равен 1015—1020.

Белок мочи. В моче при очень многих патологических состояниях появляется белок.

У женщин в моче часто оказываются небольшие количества белка вследствие примеси влагалищных выделений (белей), что всегда следует иметь в виду, если мочу не берут для исследования катетером.

Простейшая проба на присутствие в моче белка — проба с кипячением. К 5 мл профильтрованной слабокислой или кислой мочи, налитой в пробирку, добавляют две-три капли 30% уксусной кислоты или 20% сульфосалициловой кислоты; пробирку подогревают на горелке. Появляющиеся при этом хлопья или муть свидетельствуют о наличии белка.

Проба с сульфосалициловой кислотой может проводиться без подогревания; при этом белок выпадает хлопьями. При появлении легкой мути, которая может быть вызвана, помимо белка, также альбумозами, следует подогреть пробирку; при этом муть от альбумоз исчезает, а муть от белка сохраняется.

Способ количественного определения белка состоит в следующем. В чистую пробирку наливают 1—1,5 мл 50% азотной кислоты и на нее, осторожно, пипеткой каплями, приливая мочу по стенке пробирки, наслаивают азотную кислоту; на границе между двумя жидкостями через некоторое время образуется белое кольцо. Если оно появляется не сразу, а только спустя две минуты (между второй и третьей минутами), то количество белка в данной моче равно 0,0330/00. Если кольцо, и при том массивное, получается сразу, мочу разбавляют водой до такого разведения, чтобы кольцо при наслаивании получалось именно между второй и третьей минутами. Тогда количество белка в моче будет равно 0,030/00, умноженное на степень разведения. Например: моча, разбавленная в четыре раза, дала кольцо к концу третьей минуты; тогда количество белка равно 0,030/00 X 4 = 0:120/00.

Один лишь белок в моче (альбуминурия) еще не означает, что он почечного происхождения и, следовательно, не может служить признаком заболевания почек. Как известно, у некоторых беременных на седьмом-восьмом месяце беременности нередко возникает умеренная альбуминурия (до 10/00) без каких бы то ни было поражений почек и токсикоза. Эту физиологическую альбуминурию, которая наблюдается примерно у 15—20% всех здоровых беременных (в последние месяцы), не следует смешивать с альбуминурией, имеющей место при нефропатии беременных.

В большинстве случаев, однако, наблюдаемая у беременных альбуминурия должна рассматриваться как патологическое явление. Даже весьма умеренная альбуминурия, особенно при наличии хотя бы вовсе незначительных видимых отеков и, тем более, признаков гипертонии, обычно есть симптом нефропатии беременных.

Однако только по степени альбуминурии нельзя делать заключение о тяжести заболевания. Но при любой степени альбуминурии у беременной женщины с помощью соответствующих исследований необходимо исключить хронический нефрит, с которым не слишком редко сочетается токсикоз беременности.

Если в моче определяется белок, но реакция мочи кислая и в осадке мочи нет цилиндров,— это свидетельствует против почечного происхождения белка. Чаще всего наличие этого белка обусловливается присутствием крови или гноя из мочевыводящих путей (лоханки, мочеточники, пузырь). При поражении почечной паренхимы, особенно при токсических и дегенеративных изменениях эпителия почечных канальцев, количество белка и форменных элементов (цилиндров) в моче может быть очень большим, как это нередко и наблюдается при тяжелых токсикозах беременности (нефропатия, эклампсия). Наоборот, при очаговых гломерулонефритах (септикопиемия после родов) количество белка может быть незначительно.

Определение сахара в моче. Сахар появляется в моче не только при нарушении углеводного обмена (диабет): его появление может быть вызвано и физиологическими причинами, как например, избыточным употреблением сахара в пище. У женщин в первые месяцы беременности, а также в процессе родов отмечается некоторая наклонность к гликозурии. Бывает также так называемая' эмоциональная гликозурия.

Следует иметь в виду, что гликозурия может возникать под влиянием введения в организм некоторых лекарственных веществ, например, диуретина, кофеина, морфия, гипертонического раствора хлористого натрия, введенного интравенозно, фосфора и др. Но самая частая причина гликозурии — сахарное мочеизнурение.

Для определения сахара в моче необходим специальный реактив, который готовят следующим образом: 5 г медного купороса растворяют в 250 мл дистиллированной воды при нагревании и прибавляют 250 мл глицерина; отдельно в 200 мл воды растворяют 20 г едкого калия (или 14,3 г едкого натра). Оба раствора смешивают и, прибавляя воду, доводят до 1 л. К 3—4 мл этого реактива прибавляют 10—15 капель испытуемой мочи и кипятят. При наличии сахара в моче появляется коричневато-зеленый, иногда кирпичного цвета осадок закиси меди.

Кетоновые тела. При значительных нарушениях углеводного и жирового обмена в моче появляются ацетон, ацетоуксусная кислота. Для их определения к 10—15 мл мочи прибавляют 1 мл ледяной уксусной кислоты и несколько капель свежеприготовленного насыщенного на холоду водного раствора нитропруссида натрия. Взбалтывают, затем осторожно наливают аммиак. При наличии кетоновых тел на границе соприкосновения с аммиаком образуется красивое фиолетовое кольцо.

Наличие кетоновых тел в моче наблюдается в случаях тяжелой рвоты беременных.

Присутствие желчных пигментов можно определить без всяких реактивов по зеленоватому или коричнево-зеленоватому цвету мочи. Пена взболтанной мочи при желтухе всегда имеет желтый цвет. Наконец, простое наслаивание люголевского раствора на мочу дает на границе жидкостей зеленое кольцо.

Форменные элементы в осадке мочи больных желтухой всегда окрашены в зеленовато-желтый цвет. Нормальная моча желчных пигментов не содержит.

Кровь и кровяные пигменты в моче определяют микроскопически. Из химических проб очень чувствительна бензидиновая.

Фильтруют большое количество мочи через обычный складной фильтр; затем развертывают этот фильтр, наливают на него несколько капель раствора бензидина в уксусной кислоте и перекиси водорода (в равных частях). В присутствии следов крови образуется зеленовато-синее окрашивание.

Большое значение для суждения о расстройстве функции печени имеет определение в моче уробилина и уробилиногена. Повышенное содержание уробилина в моче (уробилинурия) свидетельствует о неспособности печени переработать в билирубин весь уробилин, попадающий в нее из кишечника, либо вследствие увеличенного его поступления (например, при усиленном гемолизе), либо, чаще всего, вследствие поражения функции печеночных клеток. Поэтому, если исключить случаи гемолитической желтухи или пернициозной анемии (усиленный гемолиз), то уробилинурия может служить одним из характернейших признаков поражения печеночной паренхимы, например, при гепатитах, циррозах, застойной печени, острых инфекциях, тяжелых токсикозах беременных.

Микроскопия осадка мочи имеет при исследовании не меньшее значение.

Из организованных осадков мочи в норме почти всегда встречаются клетки плоского эпителия. Эти клетки попадают в мочу из мочеиспускательного канала, а у женщин — из влагалища. Ядра их сравнительно невелики, сами же клетки очень крупные, лежат иногда группами и целыми пластами.

Лейкоциты имеются во всякой моче. В норме они единичны в поле зрения. В патологических случаях их бывает много, иногда они сплошь покрывают все поле зрения и часто мешают найти другие форменные элементы (при пиелите, гнойном цистите). Щелочная моча с массой лейкоцитов, заключенных в вязкий тягучий осадок с большим количеством фосфатов, свидетельствует о пузырном происхождении их. Кислая моча с большим количеством гноя, но не вязкого, с наличием хвостатых клеток, свидетельствует о происхождении лейкоцитов из лоханок. При уретрите в моче также имеется гной, но в виде нитей, и больше в первой порции мочи.

Эритроциты (гематурия) имеют форму дисков, слабо окрашенных в золотисто-желтый цвет. Нередко эритроциты выщелачиваются, набухают и видны в виде бледных теней; иногда они сморщиваются, края их становятся зубчатыми, неровными и легко выделяются на фоне осадка. Выщелоченные эритроциты или «тени» эритроцитов свидетельствуют о почечном генезе гематурии, неизмененные эритроциты — о кровотечении из различных участков мочевыводящей системы. Выщелоченные эритроциты наблюдаются прежде всего при острых гломерулонефритах, однако, при них нередко в большом количестве имеются и свежие эритроциты. При хронических нефритах обнаруживаются почти исключительно выщелоченные эритроциты. Нефрозы не сопровождаются гематурией; в редких случаях встречаются лишь единичные эритроциты.

При гематурии почечного происхождения осадок при отстаивании мочи состоит как бы из мельчайших частиц, а моча над осадком мутновата и окрашена в кровянистый цвет. При гематурии вследствие кровотечений из мочевыводящих путей моча при отстаивании над осадком обычно прозрачна и почти не окрашена, а осадок состоит из кровяных сгустков различной величины. При инфаркте почки гематурия характеризуется внезапным появлением в моче сразу большого количества эритроцитов.

Цилиндры образуются при свертывании белка, проходящего через почечный фильтр, но задерживающегося в почечных канальцах. В условиях кислой мочи белок коагулируется и принимает форму капальцев. В щелочной моче цилиндров бывает меньше.

Гиалиновые цилиндры как правило, обнаруживаются в моче при острых и хронических заболеваниях почек, при нефрозах, нефропатии беременных. Чистые, свободные от клеток почечного эпителия, гиалиновые цилиндры еще не указывают на выраженные органические поражения почек. Но они приобретают большое диагностическое значение, когда вместе с ними наблюдаются некоторые другие форменные элементы, в особенности, клетки почечного эпителия.

Эпителиальные и зернистые цилиндры очень сходны с гиалиновыми, но в их структуре имеется много зерен изменившегося в своем коллоидном состоянии белка. Эта зернистость может быть также результатом жирового перерождения эпителия. Таким образом, зернистые цилиндры представляют, по существу, те же эпителиальные, но в них дегенерация не достигла такой степени, как в зернистых. Появление цилиндров с крупной липоидной зернистостью свидетельствует о присоединении к нефриту «вторичного нефроза». Мелкозернистые цилиндры, наряду с эритроцитами и гиалиновыми цилиндрами, встречаются не только при острых гломерулонефритах, но и при хронических нефритах, нефрозах, нефрозо-нефритах.

Восковидные цилиндры — гомогенные образования, слегка окрашенные в желтоватый цвет; они более массивны и широки, чем гиалиновые. Как отмечает Ф. Г. Яновский, они свидетельствуют о тяжести почечного заболевания.

Соли. В кислой моче находят мочекислые соли или ураты, дающие или массивный кирпично-красный осадок, или осадок розового цвета; при подогревании или при прибавлении нескольких капель 10% едкой щелочи мочекислые соли растворяются. Под микроскопом ураты представляют из себя массу зернышек, сплошь покрывающих все поле зрения и мешающих микроскопии. В таких случаях осадок, полученный при центрифугировании, растворяют насыщенным раствором буры и борной кислоты, вновь центрифугируют и уже потом подвергают микроскопии.

Щавелевокислый кальций (оксалаты) часто встречается в осадках в форме квадратных конвертиков и октаэдров. Появление их связывают с приемом растительной пищи. Оксалаты встречаются в нейтральной, а иногда в щелочной среде.

Для исследования функциональной способности почек большое значение имеют водная функциональная проба, или «проба на разведение», и проба Зимницкого.

Пробу на разведение выполняют следующим образом: больной, находящейся в постели, натощак, после опорожнения мочевого пузыря, в течение получаса или 45 мин. дают выпить 1,5 л воды или некрепкого чая. Затем собирают мочу в течение четырех часов через каждые полчаса, каждую порцию в отдельную посуду. Во всех порциях измеряют количество мочи и определяют удельный вес.

Здоровый человек в течение двух-трех, самое большее четырех часов, выделяет выпитую воду. Выделение происходит большими порциями, из которых вторая или третья (т. е. через час или полтора) бывает максимальной, достигая 250—300 мл и более, при этом удельный вес мочи падает до 1002—1000. Если же, например, через полтора часа выделилось вместо 250—300 мл только 90—100 мл, а всего за четыре часа, вместо 1500 мл, выделилось лишь 400—500 мл, причем удельный вес почти не изменился или лишь слегка понизился (например, исходный 1014, в конце пробы 1011), значит функциональная способность почек нарушена. При отеках, недостаточности сердечной деятельности, выраженной гипертонии, нефрите, поносе эту пробу производить не следует.

Проба С. С. Зимницкого отражает, в основном, выделительную способность почек; она особенно ценна у беременных. При этой пробе, производимой в обычных условиях питания и режима больной, без всякой нагрузки, учитывается количество принятой жидкости, дневного и ночного диуреза. Мочу собирают отдельными порциями в отдельную посуду через каждые три часа в течение суток. В каждой из восьми порций определяется количество мочи, удельный вес и количество хлоридов. Если во всех восьми порциях мочи низкий или слишком высокий удельный вес и суточное количество мочи в этих порциях не соответствует норме, то в этих случаях можно предполагать заболевание почек.