Первое занятие (беседа) проводится индивидуально. Врач знакомится с беременной, ее профессией, домашними условиями, выявляет ее отношение к беременности и родам. Уточняет общесоматический, акушерский и, по возможности, неврологический статус. Выявляет состояние эмоционально-психической сферы, в частности, тяжелые переживания, опасения беременной и их источники. Объясняет беременной необоснованность ее страхов и опасений.

Нужно объяснить, что необоснованный страх перед родами происходит от того, что женщина не знает, что с нею будет в родах и как они протекают. Нужно разъяснить беременной, что «страшные» рассказы о родах всегда значительно преувеличены и обычно относятся к родам неправильным, осложненным, к родам у не обученных женщин, которые неправильно вели себя во время родов. Следует также подчеркнуть, что такие неправильные роды составляют редкое исключение.

Следует отметить, что в данном случае беременность развивается нормально и потому есть все основания ожидать благополучных родов, а чтобы ускорить их и сделать безболезненными, беременная должна научиться управлять родами и активно участвовать в их обезболивании. Для этого до родов нужно пройти специальное обучение. Необходимо многократно, в различных вариациях подчеркнуть, что от беременной, от ее поведения в родах зависит очень многое: сохранит ли она силы или неумелым поведением быстро истощит их; будет ли испытывать боли или нет, затянет ли свои роды или ускорит их в своих интересах и в интересах ребенка. Врач должен убедить беременную, что роды— это труд, работа. Чтобы сохранить силы в работе и наилучшим образом ее выполнить, необходимо выполнять ее правильно, экономно расходуя силы, а для этого нужно заранее знать все особенности этой работы.

По данным акушерского анамнеза, врач решает, к какой группе следует отнести данную беременную — к группе с физиологическим течением беременности и предполагающимися нормальными родами или к группе, в которой можно предполагать осложненное или патологическое течение родового акта. Нужно тщательно проанализировать течение предыдущих родов, причины бывших осложнений, прежних гинекологических заболеваний, течение настоящей беременности.

Беременные, страдающие, по заключению невропатолога, истерией, должны проходить психопрофилактическую подготовку к родам обязательно в индивидуальном порядке. Это желательно потому, что никогда нельзя исключить возможность некоторой неадекватности поведения таких женщин во время занятий, что может оказать крайне неблагоприятное влияние на других подготовляемых беременных. Отдельно проходят подготовку также беременные с отягощенным акушерским анамнезом, с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, с неправильным положением плода, узким тазом и другими видами патологии беременности. Таких беременных тоже необходимо выделить в особую группу, так как рассказ хотя бы одной женщины о тяжело, неблагополучно протекавших прошлых родах, о мертворождениях и прочее может произвести крайне неблагоприятное впечатление на других и содействовать укреплению их опасений, страха, а иногда и усилению отрицательного отношения к беременности.

Проводя занятия с беременной, у которой ожидаются осложненные роды, следует осторожно подготовлять ее к возможным оперативным пособиям; говорить об этом следует между прочим, обобщенно, как бы не относя возможность операции к данной собеседнице.

Второе занятие, как и все последующие,— групповое. Это занятие весьма ответственное, так как специально посвящено устранению из сознания роженицы страха перед родами, страха боли.

Как было указано, страх боли усиливает самую боль, снижает порог возбудимости коры головного мозга; как и иные отрицательные эмоции, он усиливает пассивность коры, способствует инертности основных корковых процессов. Страх относится к астеническим эмоциям, которые, в противоположность стеническим, понижают жизненный тонус организма, его жизнедеятельность.

По данным В. А. Плотичера, у 82% беременных, поступающих на психопрофилактическую подготовку, наблюдаются страхи, содержание которых весьма разнообразно, например: страх болей в родах (основное содержание страхов), боязнь неблагополучного течения родового акта и возможности оперативных вмешательств, боязнь смерти, боязнь разрыва промежности, боязнь за свое «больное» сердце, опасения за ребенка (мертворождения, уродства) и т. и. При этом у 68% беременных, сознание которых было отягощено страхом, никаких реальных оснований для него не было, а страхи и опасения основывались, главным образом, на рассказах окружающих лиц.

Главные источники страхов и опасений — неосторожное, непродуманное, неумелое поведение и ненужные, нередко устрашающие замечания, рассказы родственников, знакомых, иногда медицинских работников, мнительность самой беременной, нередко поддерживаемая окружающими, сведения о неблагополучных родах у других, наконец (к великому сожалению!), художественная литература. Как известно, в произведениях крупных писателей имеются яркие описания «родовых мук», которые, естественно, производят на миллионы молодых читательниц сильное впечатление и создают в коре мозга окрашенные резко отрицательными эмоциями представления о родах, как о мучении, страдании, неизбежной боли. Оставшийся в коре след от подобных представлений оживает у женщины при ее собственной беременности, и легко образует временную связь с первым, хотя бы и незначительным по силе, ощущением боли в родах. При легкой заторможенности коры, при «слабой» коре этого достаточно для образования условного рефлекса боли, подкрепляемого при каждой родовой схватке, которая сама по себе могла бы быть мало болезненной.

Вся необоснованность пугающих рассказов окружающих, литературных описаний и т. д. должна быть доказана женщине, и ее собственные неправильные, ложные представления о родах, как о страшном и болезненном процессе, должны быть опровергнуты врачом.

Врач должен на примерах доказать беременным, что человек переносит боль по-разному, в зависимости от его отношения к ней, от его настроения в данный момент, от того, ожидалась ли эта боль или нет, от наличия или отсутствия страха и т. д. Нужно привести также ряд примеров, доказывающих, что положительные эмоции, хорошее бодрое настроение, целеустремленная направленность в деятельности человека могут либо устранить, либо значительно уменьшить боли, либо, наконец, предупредить самое их появление даже при наличии условий для их возникновения.

Вскрыв причины страхов, связанные с представлением о родах, врач должен не только рассеять их, приведя веские «доказательные опровержения» (В. А. Плотичер), но и сформировать у беременной положительные эмоции.

На каждом последующем занятии необходимо возвращаться к теме второго занятия, каждый раз вновь подкрепляя образующиеся у женщины положительные эмоции и разрушая неправильные представления о родах.

Третье занятие имеет целью в доступной форме, но вполне научно показать беременным, что предстоящие роды есть акт физиологический, а потому, как и ряд других физиологических актов человеческого организма, может быть безболезненным или сопровождаться лишь незначительными болевыми ощущениями.

Нужно доказать беременным необязательность болей в родах, разъяснить, что родовые схватки и родовые боли — явления разные, различной природы, причем первые обязательны для нормального течения родов, а вторые — вовсе не обязательны.

Врач должен сообщить беременным краткие сведения об анатомическом строении наружных и внутренних половых органов женщины, о менструальной функции, о процессе оплодотворения и развития беременности. Рассказывая о значительных изменениях, происходящих в организме при беременности, в частности, в матке, врач должен подчеркнуть, что, несмотря на огромный рост матки, объем полости которой увеличивается в 519 раз, растяжение ее стенок, брюшины (вообще чрезвычайно чувствительной), кровеносных сосудов (обладающих собственной, весьма чувствительной нервной системой),— беременная не испытывает никаких болей, так как все происходящие изменения — явления физиологические, необходимые для организма, и поэтому не болезненные. То же происходит и во время родов: шейка матки растягивается, матка сильно сокращается, вместе с ними растягиваются и сокращаются брюшина, связки, кровеносные сосуды. Все это должно и может совершаться безболезненно, потому что эти процессы физиологические, необходимые при данном состоянии организма, который наилучшим образом приспособлен к ним.

Демонстрируя и объясняя строение матки, яичников, таза, расположение их, рост плода в матке, сопоставляя размеры его и размеры таза, нужно много раз настойчиво и убедительно подчеркивать, что анатомическое строение женской половой системы и физиологические изменения при беременности и в родах отлично приспосабливают организм женщины к родам, обеспечивают нормальное течение родового акта и не должны быть причиной болевых ощущений.

Многократно, также с доказательствами, следует объяснять, что роды — физическая работа, требующая затраты сил, а потому женщина должна научиться экономно расходовать их во время родового акта, чтобы сохранить их к завершающему периоду — периоду изгнания. Врач снова должен подчеркнуть, что роды — труд, напряженный, тяжелый. Но так же, как любой физический труд, роды, при нормальном течении, не должны сопровождаться болью.

На этом же занятии нужно разъяснить беременным, что в результате приобретенных на занятиях знаний, опыта, навыков, преподанных специальных приемов обезболивания, сама женщина до известной степени сможет управлять родами. Тогда роды, протекая совершенно нормально, быстро и благополучно, будут и безболезненны или почти безболезненны, так как никаких оснований и причин для возникновения болей при нормальном течении родов нет.

Необходимо подчеркнуть, что болей в родах не будет не потому, что женщина вообще ничего не будет чувствовать, не потому, что в родах вообще нет никаких причин, например, раздражения внутренних органов, могущих вызвать ощущение боли, а потому, что при помощи подготовки нервная система беременной приводится в такое состояние, при котором эти раздражения, даже если они доходят до коры головного мозга, не могут вызвать ощущения боли. Если же боль и появляется, то она сразу же ослабляется, подавляется, угашается корой мозга и потому оказывается легко терпимой, переносимой и непродолжительной. Этому же в высокой степени способствует правильное поведение роженицы в родах, которому обучили ее на занятиях по психопрофилактике.

Все третье занятие должно быть в значительной степени пронизано элементами внушения при умелом сочетании их с разъяснением, убеждением и обучением.

На четвертом занятии беременным объясняют значение первого периода родов и его физиологию. Во второй части занятия их обучают правильному поведению в этот период родов и приемам обезболивания. Врач разъясняет, что акт родов, его первый период, или период раскрытия шейки матки, совершается при помощи регулярных, ритмичных сокращений тела матки и одновременно происходящего растягивания, открытия шейки матки (схватки). Снова подчеркивает, что родовые схватки и боли это не одно и то же, что схватки нужны, а боли вовсе не нужны и не обязательны. Указывается, что схватки могут не сопровождаться и не должны сопровождаться болями; что нормальные ощущения роженицы при схватках — это чувство давления, напряжения, распирания, сжатия и растягивания внизу живота и в пояснице. Это несколько неприятные, тупые, неясные ощущения, которые по ходу родов становятся более сильными и более частыми. Если они и приобретают характер болевых, то эти боли, вследствие уже отмеченного состояния центральной нервной системы, терпимы и преодолимы, так как все основные нервные процессы переключены на другую деятельность.

Необходимо подчеркнуть, что в отношении времени поступления в родильный дом нужно ориентироваться не на болевые ощущения, которых может вовсе не быть, а на число и продолжительность схваток; если регулярные схватки повторяются в течение одного часа три-четыре раза, женщина должна спокойно отправиться в родильный дом. Нужно рекомендовать беременной при появлении схваток не обращаться с расспросами к близким или к соседкам, а хорошо вспомнить все то, что ей было преподано на занятиях. Если схватки редкие и не регулярные,— спешить с отправлением в родильный дом не следует.

Беременной нужно объяснить, что появление слизи из влагалища или отхождение вод даже при отсутствии схваток знаменует начало родов,

и при этих явлениях она должна немедленно направиться в родильный дом. Следовательно, нужно подчеркнуть, что беременную должны побудить отправиться в родильный дом не боли, а отсчитываемые ею самой регулярные схватки, сопровождающиеся описанными выше безболевыми или неясными, может быть, несколько неприятными ощущениями, а в отдельных случаях — слизистые выделения или отхождения вод.

Все сведения, приобретаемые на четвертом занятии, имеют очень большое значение, так как наступление явлений, значения которых беременная не знает, не понимает, обычно вызывает ориентировочный рефлекс, часто сопровождающийся страхом. Иное дело, если беременная заранее знает, что и как должно произойти, что она должна ощущать, какое значение имеет в родах то или иное наступающее явление, знакомое ей уже из объяснений врача, если она знает, что испытываемые ею ощущения и явления, которые с ней происходят, сигнализируют о правильном, нормальном течении родового акта. Тогда беременная спокойна, она уверена, что все идет хорошо, знает каждое последующее явление в развитии родового акта, внимательно следит за течением родов и все ее внимание сосредоточено на этом. При таком состоянии женщины кора головного мозга ее активна, в ней возникает мощный очаг возбуждения, тотчас окружаемый не менее мощной зоной торможения, подкорка умеренно заторможена, кора властно главенствует над подкоркой.

Беременных следует предупреждать о тех манипуляциях, которые ожидают их в родильном доме, и разъяснять для чего они нужны: осмотр, влагалищное исследование, определение группы крови, бритье волос на лобке, клизма и т. д. Нужно объяснить и технику их выполнения; тогда они не будут неожиданными и не испугают будущих рожениц.

Далее следует изложить правила поведения роженицы в первом периоде родов — во время схваток.

Лежать необходимо спокойно, так как беспокойное поведение роженицы мешает правильной работе матки, схватки становятся беспорядочными, а поэтому и болезненными, а роды затягиваются. Во время паузы между схватками роженица должна лежать на том боку, где прослушивается сердцебиение ребенка (это укажет врач или акушерка). На этой стороне обычно находится спинка ребенка, и когда роженица ложится на этот бок, ребенок своей спинкой давит на нервные окончания матки. Это, как доказано И. И. Рудневым, обеспечивает более энергичные, правильные схватки; когда же женщина лежит на противоположном боку, то площадь соприкосновения плода с маткой меньше, а потому нервные окончания раздражаются меньше, схватки становятся слабыми, малопродуктивными, роды затягиваются. Необходимо указать, что неподготовленные женщины зачастую ложатся на противоположный бок и тем самым затягивают роды.

Во время схватки женщина вновь поворачивается на спину.

В течение всего периода раскрытия роженица, пользуясь песочными часами, долита «считать схватки», и, по возможности, записывать число их за 30 мин. Однако не следует подчеркивать, что число схваток имеет какое-либо значение для суждения о том, правильно ли развивается у нее родовая деятельность.

Врачу или акушерке, ведущим роды, счет и «измерение» роженицей частоты схваток помогают в том отношении, что когда схватки станут повторяться каждые 5—6 мин., можно полагать, что у роженицы наступило полное или почти полное раскрытие, то есть плодный пузырь уже выполнил свою роль и стал ненужным, так как он задерживает изгнание плода и порождает боль; следовательно, если он еще цел, его следует вскрыть. Для роженицы счет схваток имеет лишь значение приема для переключения ее внимания с ощущений, испытываемых в родах, на другую нервную деятельность.

Во время родов роженице рекомендуется есть все, что разрешает врач, даже тогда, когда ей не хочется. В паузе между схватками роженице следует отдыхать (дремать), чтобы сохранить силы для решающего момента родового акта — периода изгнания.

Роженице следует разъяснить, как важно следить за состоянием мочевого пузыря и частым его опорожнением. В стенках мочевого пузыря содержится множество нервных окончаний. Переполненный мочой пузырь мешает продвижению головки. Головка «напирает» на него, мочевой пузырь придавливается, растягивается — это вызывает сильную боль. Этих болей роженица может легко избежать, опорожняя мочевой пузырь через каждые два часа.

В беседе нужно подчеркнуть, что беспокойное поведение роженицы, крик, стоны (а с ними и задержка дыхания) вредны для ребенка и правильной работы матки, и что вред этот может быть легко предотвращен правильным поведением женщины в родах.

Наконец, на этом же четвертом занятии преподают беременным «приемы обезболивания», которые схематически представляются в следующем виде.

Первый прием — во время схватки, при неприятных ощущениях внизу живота, роженица глубоко дышит. Дыхание должно быть ритмичным в течение всей схватки, вдохи

и выдохи — в темпе физиологического дыхания, или в несколько ускоренном — до 30 дыханий в 1 минуту. Объясняют, что это очень важно для ребенка, так как во время схватки сдавливаются сосуды, идущие к плаценте, питание ребенка, поступление кислорода к нему, несколько ограничивается. Поэтому важно, чтобы кровь во время схватки была насыщена достаточным количеством кислорода (а это достигается правильным дыханием) с тем, чтобы во время паузы к плаценте устремилась кровь, богатая кислородом.

Рекомендуется дома утром и вечером в постели совершать ритмические дыхательные движения и учиться дышать глубоко.

Второй прием — с ритмичный дыханием должно сочетаться поглаживание нижней половины живота. Пальцы кистей располагаются ниже пупка по средней линии. Движения совершаются от центра, то есть от средней линии живота, кнаружи и кзади до уровня аксиллярной линии. Темп этих движений соответствует темпу нормального дыхания (т. е. 16—18 раз В минуту); при учащенном дыхании темп движений ускоряется. В момент движения рук по животу от средней линии кнаружи делается вдох; в момент возвращения рук к исходному положению, то есть к средней линии — выдох. В возвратном движении кисти рук не касаются кожи живота.

При поглаживании пальцы охватывают живот веерообразно. При этом участки охвата меняются, соответственно передвигаясь от пупка к лобку. Беременной дают наставление о том, что по мере нарастания интенсивности схваток должны нарастать интенсивность поглаживания, увеличиваться охват участков кожи живота и дыхание становиться более глубоким.

Это формулируется в виде такого наставления беременным: «По мере нарастания силы схваток — шире жест, глубже вдох».

Далее беременным дают понятие о зонах Снегирева— Геда, как о кожных метамерах внутренних органов. Им объясняют, что существуют участки кожи, связанные нервными путями с теми или другими внутренними органами и поэтому реагирующие болью в ответ на раздражение в в том или другом внутреннем органе. Так, раздражения нервных сплетений и нервных окончаний органов полости малого таза передаются по нервным путям в соответствующие участки спинного мозга, оттуда по чувствительным проводникам в головной мозг, а также и на нервные пути, связывающие данный отрезок спинного мозга с определенным участком кожи. Этим и объясняется то, что изменения, происходящие в том или ином внутреннем органе, вызывают изменения чувствительности и в соответствующем участке кожи. Указанными путями тело матки связано с кожей нижних отделов живота, паховых областей, а шейка матки — с областью вокруг заднего прохода, наружными половыми органами, заднее-верхними поверхностями бедер. Это и есть так называемые зоны Снегирева—Геда.

Указывают, что поглаживание снижает болевую чувствительность в результате воздействия на центральную нервную систему через нерв¬ные окончания кожи.

Третий прием. Когда схватки становятся частыми (через две-три минуты), нужно концами больших пальцев обеих рук придавливать «точки обезболивания»:

а) спереди у передне-верхних остей подвздошных костей;

б) сзади у наружных углов поясничного ромба.

Передние точки надавливают большими пальцами, при этом ладони располагают вдоль бедер; задние точки прижимают, подкладывая кулаки под поясницу. С той же целью можно использовать плотный валик, подкладываемый под крестец. Лежа на нем, роженица как бы «прокатывает» на нем крестец и поясницу, плотно прижимаясь к ним и скользя по валику вперед и назад. Приемы должны выполняться старательно. За этим должен следить персонал роддома.

Четвертая беседа заканчивается практическим занятием: обучением правильному выполнению приемов обезболивания, ибо важно, чтобы приемы были не только хорошо преподаны, но также хорошо разучены во всех деталях и многократно повторены беременными.

Само собою понятно (но это должно быть известно только врачу), что «приемы обезболивания» сами по себе не обезболивают. Однако правильное, систематическое, внимательное их применение создает в высших отделах центральной нервной системы роженицы определенные нейродинамические взаимоотношения. Неизбежные при всяких родах болевые раздражения при этих взаимоотношениях либо вовсе не воспринимаются, не «отбираются» корой мозга, как бы отвлеченной на другую деятельность,— и тогда боли вовсе не возникают, либо, поступив в кору, занятую другой деятельностью, быстро угашаются, в связи с чем сила боли умеряется или боль вообще прекращается. Физиологически действие «приемов обезболивания» основано на законе внешнего торможения (по И. П. Павлову).

На пятом занятии беременных знакомят с физиологией второго и третьего периодов родов и обучают поведению во время этих периодов.

Снова напоминают беременной, что физическая работа никогда никому не причиняет боли, как бы трудна и продолжительна она ни была. Еще раз подчеркивают, что во втором периоде родов ощущения роженицы будут сводиться, главным образом, к чувству большого давления «на низ», что эти ощущения обычно не переходят в боль. Силу этих ощущений может регулировать сама роженица, соблюдая все правила, преподанные ей на занятиях, и все указания, даваемые врачом и акушеркой во время родов. Напоминают, что второй, потужной, период родов требует от роженицы большого напряжения физических сил, поэтому расходовать их нужно экономно, а это зависит от самой роженицы: чем она будет спокойнее, внимательнее к своим «обязанностям», чем она будет дисциплинированной, выдержанней, тем лучше, правильнее, быстрее пройдет период изгнания и закончится рождением живого, здорового ребенка. Этот период длится недолго — 1—2 часа, часто и того меньше, и очень важно, чтобы роженица тужилась правильно. Излишние движения, беспорядочное дыхание, ненужные перемены положения на кровати, излишние разговоры, жалобы и т. п. мешают правильной физической работе и затягивают окончание родов.

Нужно уверить беременную, что чем энергичнее потуги, тем меньше она будет испытывать неприятное ощущение. Болей в потугах почти никогда не бывает. В связи с тем, что силу потуг можно увеличить и развить с помощью «вожжей», следует во время психопрофилактической подготовки закрепить в сознании беременной эту связь явлений: потуга — вожжи — усиление потуги — отсутствие боли. Таким образом, «вожжи» должны служить в родах средством действительного усиления потуги и способом «опосредствованного» внушения: «на вожжи» у беременной вырабатывается определенная, полезная условная связь. Очень важно утвердить беременную в уверенности, что начало потуг и хорошее их развитие, которое в значительной мере зависит от правильности поведения роженицы, знаменует близкое, скорое окончание родов — рождение ребенка.

Во время пятого занятия беременные обучаются следующим правилам поведения в самом конце первого (при полном раскрытии) и с начала второго периода родов. Роженица лежит на спине, во время схватки сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах, охватывает руками свои колени и приводит (прижимает) их к животу таким образом, чтобы бедра касались боковых поверхностей живота. Этим достигается изменение угла наклонения таза и облегчается прохождение головки через вход в таз: роженица как бы «надевает» таз на головку плода; при этом совпадает ось тела плода с осью матки и проводной линией таза (прием Астринского — Микеладзе). Когда головка опустится на тазовое дно, роженица лежит на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы плотно упираются в кровать. Верхняя часть туловища приподнята. Во время потуг роженица тянет «вожжи» на себя, делает глубокий вдох, прижимает подбородок к груди и тужится. В течение одной потуги рекомендуется совершить три вдоха и выдоха. Следует тренировать беременных в способности задерживать дыхание примерно на 20 сек.

В момент прорезывания головки необходимо расслабить мышцы брюшного пресса и верхних конечностей. Для этого, по указанию акушерки — «не тужиться», «бросить вожжи»,— роженица должна сложить руки на груди, дышать открытым ртом часто и поверхностно. Этому приему следует обучать беременных на практике.

Далее нужно объяснить беременным, что для свободного и быстрого рождения туловища плода следует сразу же после рождения головки, по указанию акушерки, поднять ноги и привести бедра к животу, как в начале второго периода, для того чтобы изменить угол наклонения таза и облегчить прохождение плечиков. Этот прием имеет целью предупредить, между прочим, перелом ключицы рождающегося плода (Ш. Я. Микеладзе). Через несколько минут вновь, по указанию акушерки, надо опустить ноги.

В заключение беседы снова делается упор на то, что правильное и неболезненное течение родов в значительной степени зависит от того, насколько правильно ведет себя роженица и насколько внимательно и умело она выполняет все приемы.

По основным «правилам поведения» во втором периоде родов тут же проводят тренировочные занятия (на кушетке).

На этом же занятии беременных коротко знакомят с последовым периодом, его продолжительностью и характером последовых схваток. Указывают, что этот период должен протекать при полном покое роженицы.

Необходимо подчеркнуть, что физические упражнения беременных для овладения правильным дыханием, правильным проведением потуг, правильным положением тела в родах и т. д. имеют большое значение. Помимо того, что эти упражнения полезны сами по себе, на них легко образуются условные связи, сочетающиеся с представлением о физиологическом течении родов — физической и неболезненной работе. Поэтому физические упражнения в виде специально разработанных комплексов должны обязательно преподаваться беременным и проводиться в течение всей беременности. В настоящее время мы считаем необходимым при подготовке дополнительно проводить одно или даже два специальных занятия, для «разучивания» и тренировки специализированной дыхательной и общей гимнастики беременных.

Заключительное, шестое занятие, посвящается теме: «радость материнства». В то же время оно является повторением предыдущих.

На этом занятии материнство освещается как высокая и почетная задача каждой женщины, как большое событие в личной жизни, обогащающее ее новым, радостным и прекрасным содержанием..

В конце занятия кратко перечисляют основные мероприятия по профилактике, необходимые для нормального течения послеродового периода: подготовка молочных желез, туалет сосков, мытье рук, своевременное опорожнение мочевого пузыря и кишечника, диета.

Наконец, врач дает беременным окончательное напутствие и еще раз подчеркивает благополучный исход и возможность безболезненного течения предстоящих родов, залогом чего является проведенное обучение будущих рожениц правильному и наилучшему выполнению ими предстоящего родового акта.

Как указывалось выше, после шестого занятия все беременные, не родившие в течение ближайших 5—6 дней, обязательно приглашаются не менее одного раза в неделю в консультацию на подкрепляющие, дополнительные беседы.

Для правильного учета беременных, проходящих психопрофилактическую подготовку к родам в женской консультации, рекомендуется на каждую беременную иметь специальную карту. В эту карту в консультации заносятся: индивидуальный номер карточки беременной, фамилия, имя, отчество, возраст, адрес, которые роды, количество абортов, краткие сведения о течении прошлых беременностей, краткий акушерский (и неврологический) статус, срок беременности, даты проводимых занятий и общее их количество, фамилия врача (акушерки), проводившего занятия. После родов в эту же карту заносят сведения, полученные из родильного дома: краткие сведения о течении родового акта, длительности родов, весе и росте младенца и эффекте обезболивания. Картотека впоследствии может служить материалом для разработки научно-практических вопросов по обезболиванию в родах.

В условиях объединения, после последней беседы карту психопрофилактической подготовки передают в пропускник родильного дома, где ее при поступлении роженицы вкладывают в историю родов. Врач родильного дома по указанной карте знакомится со степенью психопрофилактической подготовки к родам, проводит подкрепляющую беседу с роженицей, а после родов в эту же карту заносит указанные выше сведения, относящиеся к родильному дому. После выписки родильницы карту передают обратно в женскую консультацию.

Там, где родильный дом не объединен с женской консультацией, каждое занятие по психопрофилактической подготовке вносят в индивидуальную карту беременной, а итоговые данные — количество посещений, количество занятий, степень усвояемости преподанного — в обменную карту. С этой обменной картой роженица поступает в родильный дом. Сведения о родах и результат обезболивания заносятся в эту же карту.

При подготовке беременных к родам психопрофилактическим методом в женской консультации, для большей убедительности и пропаганды метода следует устраивать систематические встречи беременных с женщинами-матерями, родившими без болей с помощью этого метода и прошедших подготовку в этой же консультации. Хорошее впечатление на беременных производит также чтение писем матерей, родивших без боли. Мы считаем также весьма полезными и целесообразными экскурсии проходящих подготовку беременных для ознакомления с родильным домом, где им предстоит рожать, как это предложил П. А. Белошапко.